Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, обвиняемого в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности, в связи с терактом 2011 года. Бизнесмен не имел права покидать свой загородный дом более четырех месяцев. В прокуратуре считают, что уголовное преследование Каменщика незаконно, поскольку следствие неправильно квалифицировало действия владельца аэропорта.
Президиум Мосгорсуда вынес решение об освобождении Дмитрия Каменщика по итогам рассмотрения кассационного представления заместителя генпрокурора России Владимира Малиновского и жалобы защиты бизнесмена. Все ограничения в отношении Каменщика аннулированы, ему разрешается снять электронный браслет, следивший за перемещениями обвиняемого.
Адвокат Каменщика Евгения Ионова заявляет, что ее подзащитный не имеет отношения к преступлению, вменяемому следствием. Бизнесмен обвиняется, в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц (238 УК). В Следственном комитете утверждают, что по причине плохо организованного пропускного режима террористу-смертнику удалось попасть на территорию аэропорта.
Прокуратура неоднократно вносила в Следственный комитет представления об отсутствии состава преступлений в действиях фигурантов и отсутствии причинно-следственной связи между действиями представителей «Домодедово» и совершенным терактом. По мнению прокуроров, в данном случае потерпевшими могли быть только лица с билетами, то есть получающие услуги, но в результате теракта пострадали встречающие, поэтому связи между причиной и следствием нет.
Следователь Сергей Дубинский выступил против освобождения Каменщика. По его утверждению, из всех московских аэропортов террористы осознанно выбрали Домодедово, поскольку во время подготовки теракта его организаторы выяснили, что служба безопасности аэропорта не осуществляет полный досмотр посетителей. В январе 2011 году смертнику беспрепятственно удалось проникнуть в здание аэропорта и взорвать бомбу якобы вследствие того, что в 2010 году топ-менеджеры Домодедово изменили схему досмотра.
«С ростом пассажиропотока им необходимо было увеличить средства на обеспечение безопасности, но они пошли более простым путем — упростили технологию. Я лично допрашивал человека, который готовил теракт. Он сказал, что посетил несколько аэропортов, но выбрал Домодедово, потому что на входе там никого не досматривают», — утверждает Дубинский.
Следствие заявляет, что Каменщик в полной мере несет ответственность за теракт, поскольку ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити», обеспечивающее безопасность в Домодедово, подконтрольно ему как владельцу аэропорта. Защита бизнесмена парирует, что никто из опрошенных свидетелей не указывает на Каменщика как на лицо, причастное к разработке и введению в эксплуатацию технологии досмотра пассажиров.
В итоге президиум Мосгорсуда постановил освободить Каменщика из-под домашнего ареста. Последние четыре месяца владелец аэропорта провел в изоляции в загородном доме. Ожидается, что бизнесмен будет освобожден уже сегодня после того, как ФСИН получит соответствующие документы из Мосгорсуда.
Сегодня Басманный районный суд также рассматривает ходатайства следствия о продлении домашних арестов двум другим фигурантам дела — директору ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» Андрею Данилову и бывшему директору аэропортового комплекса Вячеславу Некрасову.
Переломный момент в деле произошел в мае этого года, когда компания «Эрпорт Менеджмент Лимитед», управляющая аэропортом Домодедово, разместила на своем счете 1 миллиард рублей, таким образом гарантировав возможность компенсации ущерба потерпевшим по делу. Позже деньги были арестованы Басманным судом по ходатайству Следственного комитета. Защита бизнесмена называла эту сумму обеспечительным депозитом Домодедово, установленным в качестве компромисса. Экс-глава российского представительства компании Светлана Тришина по-прежнему находится под домашним арестом.
Учредитель общественной организации «Московский правозащитный центр» Михаил Салкин на прошлой неделе в разговоре с «Коммерсантом» предположил, что в ближайшее время можно ожидать прекращения уголовного дела в отношении руководства Домодедово.
«Все это очень похоже на то, что с потерпевшими сторона договорилась, ущерб возместила в каком-то договорном порядке, поэтому они свои требования отозвали. В принципе, дело может быть прекращено, и непосредственно следствию не придется доказывать вину самого Каменщика в совершенном теракте, потому что с точки зрения защиты сам аэропорт все необходимые меры по безопасности, которые существовали на момент совершения преступления, выполнял: он нигде не экономил, нигде недосмотра не было, поэтому с точки зрения закона как таковой халатности, состава преступления нет», — говорил Салкин.
Теракт в Домодедово произошел в январе 2011 года. Террорист-смертник Магомед Евлоев подорвал в себя в зале международных прилетов аэропорта. В результате погибли 37 человек, 172 получили ранения.
Нынешняя атака на "Домодедово" и лично Дмитрия Каменщика, как и предшествующие ей, нередко рассматриваются в контексте попыток вынудить владельцев аэропорта уступить его не то государству, не то каким-то иным лицам.