После летнего затишья в публичное пространство наконец-то вернулась еще одна звезда Госдумы — Ирина Яровая. То есть появлялась она и в суровые дни депутатских каникул, но все более по поводам сугубо формальным — день национального флага, посягнувшие на флаг американские рокеры, годовщина трагедии в Беслане. Ничего, в общем, зажигательного.
Буквально с того момента, как журнал «Нью Таймс» обнаружил у Яровой какую-то там очень недешевую квартиру, на дочь записанную (быть может, еще и о этого, но с этого момента почти определенно), Ирина Анатольевна буквально пропала из публичного пространства, лишь изредка вливаясь в стройный хор партийных комментаторов. Но собственный креатив ее почти исчез, и не выходило по три новости на дню с рецептами, как нам всем надо правильно жить. Кого любить, какие книги читать, по каким учебникам учить детей — никаких громких инициатив.
Мы с коллегами уж беспокоиться начали — не случилось ли чего. Может российская политика, и без того небогатая на ярких персонажей, вдруг рискует потерять одного из видных представителей того, что по старой привычке именуют «партией власти». Не тут-то было.
И вот новая инициатива Ирины Яровой: она предлагает запретить мигрантам работать в торговле. В ходе рабочей поездки по Камчатке (откуда собственно Яровая и происходит) депутат заявила, что в торговле не гражданам России работать не положено. И добавила: «Необходим дополнительный контроль действительности договоров, по которым привлекаются мигранты, нужно четко понимать, чем они на самом деле занимаются и где живут. Зачастую заявление по патенту разительно отличается от того, чем на самом деле иностранец занимается на территории нашего государства».
Яровая также напомнила, что были приняты поправки в законодательство, которые требуют, чтобы каждый трудовой мигрант при въезде в страну сдавал экзамен на знание русского языка. «Это все элементарные меры безопасности, которые направлены на то, чтобы ограничить прибытие в Россию нежелательных лиц. Нам не нужны здесь правонарушители, те, кто уже повел себя недоброжелательно в отношение граждан Российской Федерации», - категорична Яровая.
Сложно сказать, насколько тема контроля миграции актуальна для Камчатки — это Ирине Яровой виднее. Для Москвы, где Яровая трудится, тема представляется болезненной. Взять хотя бы тот факт, что все кандидаты на пост мэра Москвы на эту тему рефлексируют: у всех в программах и выступлениях отдельным пунктом идет проблема мигрантов. И все обещают примерно одно и то же — миграцию так или иначе ограничивать. Через введение виз, через установление контроля за сферой ЖКХ, путем эффективной работы полиции — в общем как-то, но именно что ограничивать. «Москва для москвичей», одним словом.
Коллеги Яровой по Госдуме не отстают. Депутат Госдумы Михаил Старшинов на днях пообещал законопроект, направленный против предпринимателей, использующих труд незаконных мигрантов. В качестве ориентира для дальнейших консультаций предложена сумма в 50 тысяч рублей за каждого трудоустроенного нарушителя миграционного законодательства или 10 процентов от оборота предприятия. Штраф, по мысли Старшинова, должен стать «наказанием, сокрушительным с точки зрения рентабельности».
Предложение Яровой, в принципе, ровно в том же тренде. Запретить, ограничить, обязать. Содержательно такая политика не то чтобы принесет большой успех даже в случае последовательного ее проведения. Да и в последовательное проведение такой политики пока слабо верится.
«Необходимо отрегулировать присутствие там иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушения миграционных правил, как работниками рынка, так и участниками торговли... Сплошная коррупция в административном аппарате и правоохранительных органах, конечно, граждане не довольны... То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом - «беспредел». Люди, которые привезли свою продукцию, да и сама администрация рынка, правоохранительные органы - играют там второстепенные роли. Главными на рынках являются полубандитские группировки, которые порой имеют еще и национальную окраску. Все это вызывает справедливое негодование граждан», - это Владимир Путин изгонял иностранцев с рынков еще в далеком 2006 году, вскоре после событий в Кондопоге. Власти что-то порегулировали, но потом как-то все сошло на нет.
Сложно сказать, чем Ирине Яровой не угодили иностранцы в сфере торговли. Москвичам с ними вполне комфортно, по ощущению. Зайдите в какой-нибудь круглосуточный магазинчик, не из числа крупных торговых сетей — в каждом втором Вас встретят наши бывшие соотечественники. От этого стало хуже или лучше? Нет, нехитрые товары они вполне продают, не обсчитывают. Наверно и не крадут. В общем все более-менее довольны. Ну или по крайней мере всем наплевать. Однако же тема мигрантов больная — на нее больше других жалуются те же москвичи. Потому политики и рожают едва ли не в ежедневном режиме креативные идеи на тему иммиграции: запретить, обязать, ограничить.