Московское правительство опубликовало решение о подорожании проезда на общественном транспорте с февраля 2020 года. В этом документе, как водится, есть хорошее и плохое. Но обо всем по порядку.
Первая и главная хорошая новость — билеты без лимитов поездок на год, 3 месяца, месяц, 3 суток и сутки не дорожают. С недавнего времени эти билеты действуют не только в метро и наземном общественном транспорте, но и в центральной тарифной зоне МЦД, то есть, проще говоря. в границах Москвы.
Почему это хорошо (если не брать в расчет тот очевидный факт, что некоторые москвичи на этом сэкономят)? Чем выгоднее использование безлимитных проездных, тем более эффективно люди пользуются транспортной системой города. Если у пассажира билет на 10 поездок, то он еще подумает, проезжать ли пару остановок на трамвае или пройти пешком, потратив на это больше времени и сил и, в конечном счете, снизив свою трудоспособность на работе. Это пусть и небольшой в каждом конкретном случае, но, тем не менее, ощутимый в масштабах такого большого города, как Москва, экономический эффект.
Увеличение пассажиропотока в наземном общественном транспорте так или иначе приводит к закупкам новых автобусов, трамваев и электробусов (троллейбусы Москва с некоторых пор не закупает), сокращению интервалов, разметке выделенных полос. Вдобавок ко всему чем удобнее пользоваться общественным транспортом, тем меньше стимулов покупать или использовать уже купленный автомобиль — то есть снижается нагрузка на дороги, что улучшает жизнь всем горожанам, и тем, кто при любых условиях предпочитает автомобильный транспорт, и тем, кто пользуется общественным транспортом.
Плохая новость в том, что сильнее всего подорожает проезд по «обычному» тарифу карты «Тройка»: разовый и 90 минут, более чем на 5%. Сопоставимо, на 4,8%, дорожает проезд при оплате банковской картой. Судя по всему мэрия пытается «принудить» тех, кто предпочитает оплачивать поездки разово, к покупке длительных билетов. Однако логика именно этого действия сомнительна.
Во-первых, те, кто оплачивает проезд из «кошелька» «Тройки» или банковской картой не тормозят других пассажиров, не стоят в очередях в кассы и, следовательно, нет смысла их «наказывать». Во-вторых, именно так, как правило, платят те, кто пользуется общественным транспортом время от времени и, в первую очередь, обладатели личных автомобилей и пользователи каршеринга. То есть, с одной стороны, их стимулируют пользоваться ОТ, а, с другой, делают проезд дороже.
Даже билет на 1 поездку подорожал всего на 3,6%, до 57 рублей — хотя покупатели этих карточек как раз должны платить не только за время, потраченное кассирами, но и за недешевый носитель.