будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
искусство Иван Демидов
Май 16, 2025
Страна
Боратов Егор

Вопросы лояльности современного искусства

РБК дал хороший пятничный материал: "Бывший чиновник Кремля и телеведущий Иван Демидов ведет переговоры о создании Фонда развития современного искусства. Власть ищет способ обеспечить лояльность проблемной социальной группы, считает эксперт". Пятничный - потому, что уже весело, а еще вникнуть, то станет еще веселее.

В самом деле: Фонд развития современного искусства, который обеспечит лояльность проблемной социальной группы... Это ж типа о предполагаемом строительстве конфетки, которая будет иметь седативно-эндорфинно-эйфорический эффект. Социальная группа, надо полагать, это "деятели современного искусства" – раз уж это словосочетание вынесено в название. Проблемная социальная группа, что уж. А когда Фонд начнет реализовывать заявленное, то будет еще интересней, нет сомнений.

Только это не будет скоро. Потому что пока все гадательно: то ли да, то ли нет, то ли И.Демидов станет главой, то ли не станет. Также сообщено, что в Попечительский совет "могут войти актер и режиссер, доверенное лицо Владимира Путина Евгений Миронов, певица Диана Арбенина, директор "Мультмедиа Арт музея" Ольга Свиблова и писатель Сергей Минаев".

То ли войдут, то ли нет. И обозначены все неравномерно (кто "доверенное лицо", а кто просто "писатель"). На каком уровне делать выводы? Пока – на том уровене, на котором сейчас представлено. Для начала хватает и фамилий, для уточнения которых неплоха уже и Википедия. Конкретно по заявленной теме там два человека: Е.Миронов (не как актер и т.п., а как художественный руководитель Государственного театра наций) и О.Свиблова. Теперь И.Демидов. Он очень разнообразен, от Муз-ТВ до ведущего "Русского взгляда" на "Московии", ну а в 2005 году основал православный телеканал"Спас". По партийной линии (только выдержки): с ноября 2005 года — координатор МГЕР по идеологии и политработе. С февраля 2008-го начальником идеологического управления политического департамента партии "Единая Россия". С 2008-го же - Начальник департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента РФ по внутренней политике. С апреля 2010-го — зам.начальника Управления по внутренней политике АП (по вопросам общественных и религиозных организаций). В 2012—2013 годы был замминистра культуры РФ, курировал поддержку кинематографа. То есть, тоже вполне профильно. В сумме (с Е.Мироновым и О.Свибловой) монтируется невесть как, но, собственно, профильные люди всегда могут что-то сообразить.

 
Директор "Мультмедиа Арт музея" Ольга Свиблова и писатель Сергей Минаев

Интересно с Арбениной и Минаевым. Тут, в общем, тоже есть определенный резон (в связи с современным искусством). Вероятно, Минаева где-то в окрестностях источника этой новости числят писателем (тогда логика понятна: театр, фотография, литература, а Арбенина музыку прикроет), но наиболее монументально он запомнился даже не своими "Тёлками", а именно как деятель современного искусства. Имея в виду "Минаев LIVE", особенно – когда из студии в Доме на набережной, он (вытащив к себе М.Гельмана) вел прямой репортаж о мочилове на Болотной 6 мая понятно какого года. А Арбенина тут как бы наоборот: после того, как она выступила в Киеве летом 2014-го, ее концерты по России стали отменяться. Пусть она и уверяла, что в ее киевских гастролях не было ничего такого политического. Но, значит, определенный муз-акционизм кем-то там тоже был детектед.

 

 
Актер и режиссер Евгений Миронов и певица Диана Арбенина

 

В сумме пока просто комок разнонаправленных сообщений. Не вполне понятно от кого и, собственно, непонятно кому: потому что само "современное искусство" в контексте предполагаемого Фонда явно не определено, так что нельзя, все же, осознать, какую именно социальную группу будут лоялизировать.

Впрочем, что до социальной группы, то это РБК усилил анонимностью отдельно взятую мысль. Заметка заканчивается так: "Деятели культуры часто становятся двигателями протестных настроений, поэтому Кремлю лучше работать с этой аудиторией, чем конфликтовать с ней, считает политолог Константин Калачев. "Это проблемная социальная группа, нужно искать способы обеспечить ее лояльность"". Так что это не мнение инициаторов проекта, а простодушие К.Калачева. Но фраза, безусловно, хороша до такой степени, что ее надо размещать в лайтобксах. Как минимум.  

Собственно, в самом ли деле с современным искусством все так плохо? Имея в виду наличие институций? Есть церетелевский (но муниципальный) ММОМА Московский музей современного искусства, ест ГЦСИ, который уже, наконец, вроде как собирается начать строительство на Ходынке. Ну да, минус Ш.Бреус, который затормозил свой личный музей в "Ударнике", поскольку возникли проблемы с аукционом по его выкупу — там сняли темы обременения (чтобы за зданием остались культурные функции), что явно изменило круг заинтересованных лиц, ну а казино в "Ударнике" уже было. Бреус пока в минус, но зато в плюс "Гараж" — который только что открыл новое здание . Да еще и разные арт-кластеры, да хотя бы тот же "Винзавод", раз уж он так и существует. Еще и Фонд? Ну хорошо, больше- оно ж и лучше.

Для чего Фонд? Из заметки: "Иван Демидов, ранее работавший на руководящих постах в министерстве культуры и администрации президента, в ближайшее время может создать фонд, который при поддержке Кремля займется изучением тенденций в современном российском искусстве. Сейчас между управлением по общественным проектам Кремля (подведомственно первому замглавы кремлевской администрации Вячеславу Володину) и Демидовым идут переговоры, рассказали РБК два собеседника, близких к участникам консультаций. По словам одного из них, проект может получить название Фонд развития современного искусства".

 
Константин Костин

Тут персоналии уже в сторону, потому что есть волшебные слова фраза: "... который при поддержке Кремля займется изучением тенденций в современном российском искусстве". Ну, Комар и Меламид: "Кремль поддерживает изучение тенденций в современном российском искусстве" (разумеется - маслом). В этом месте РБК вероятно ощутил когнитивный диссонанс и семантическую недостаточность, поскольку добавил, что "Сейчас администрация президента уже взаимодействует с несколькими фондами, которыми руководят бывшие кремлевские чиновники. Фонд ИСЭПИ возглавляет бывший замначальника внутриполитического управления Кремля Дмитрий Бадовский, а Фонд развития гражданского общества — бывший глава того же управления Константин Костин".

Но это хорошее сопоставление. Можно посмотреть, чем занимаются эти фонды, чтобы оценить общий пафос: у ИСЭПИ "Сверхзадача Фонда — взаимодействие со всеми субъектами политического процесса, кто придерживается высоких стандартов исследовательской и аналитической деятельности и готов к цивилизованной публичной полемике по общественно значимым вопросам". Фонд Костина – о гражданском обществе. И, значит, третий кит этой схемы – современное искусство. Ну вот так выглядит.

Наконец, главная задача анонсируемого Фонда. Вот она: "Сейчас в России ни одной структуры, которая могла бы предсказать, в каком направлении будет развиваться современная культура, объясняет необходимость создания фонда собеседник, близкий к Кремлю. По его словам, Фонд должен отслеживать современные тенденции в области искусства, а также заниматься проектной поддержкой сферы".

Абзац прекрасен, в нем какая-то концентрация всех вариантов мысли, сопровождающих темы государственного развития культуры и вообще. Вот, нет в РФ структуры, "которая могла бы предсказать, в каком направлении будет развиваться современная культура". А где на свете есть и что это может быть такое? Да, кстати, а что Минкульт РФ тут не справляется? Тут же и уверенность в силе разуме: ему подвластно все, он даже и эти тренды может сосчитать (надо полагать, развитие всего прочего предсказывается уже, как минимум, на 84%). "Отслеживать современные тенденции – это милая композиция из функций отслеживающих органов с рыночными наклонностями (ну, верно отследив тенденции, их легко использовать практически?). И все это ведет к созданию Фонда. Хорошо бы, чтобы все так и состоялось. А то пока это предварительно и не определенно, вдруг в итоге цели и задачи изменятся? Было бы очень жаль.

Но уж тема проектной поддержкой сферы" точно не уйдет. А это же гранты. Чрезвычайно же интересны названия тем, которые обретут там поддержку. Это, собственно, все и скажет. По факту.

Боратов Егор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).