Едва ли не синонимом слова «депутат» значительная часть граждан считает слова «мошенник» и «вор». К чиновникам отношение немногим лучше. Получается, что уровень негатива по отношению к представителям властей практически равен или даже превышает уровень позитива. Что делает крайне заманчивой «охоту на ведьм» внутри самой власти.
Представители власти у россиян особого почтения не вызывают. Одно дело Путин, Шойгу или какая-то ведомственная структура с давней и устоявшейся мифологией, условно «Кремль» или «самое главное начальство». А вот конкретные чиновники, силовики или депутаты — совсем другая история, их не то чтобы сильно не любят, но точно не доверяют.
Согласно свежим данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сами ассоциации, что вызывает у граждан слово «депутат», далеко не комлиментарны для парламентариев. Вопрос «что Вам приходит на ум» задавался в открытой форме, то есть выбирали россияне сразу несколько ответов, но и это депутатам не помогло, и картину оставляет для них печальной. Наиболее популярным ответом, по результатам исследования, стал «Взяточник, вор, жулик, казнокрад, мошенник» - такую ассоциацию выдали 20 процентов опрошенных. Далее со значительным отрывом «негативные эмоции» и «представитель власти» (по 11 процентов). 9 процентов вспомнили про «жажду наживы», 7 назвали депутата «дармоедом», 5 - «защитником интересов народа». О том, что это «Умный, образованный, вызывающий симпатию, доверие человек», подумали лишь 2 процента опрошенных.
Типичный депутат в представлении россиян скорее заботящийся о собственных интересах взяточник, равнодушный к людям (такие оценки превалируют и существенно), нежели близкий народу, честный человек и блюститель закона, стоящий на страже интересов страны. Парадокс, правда, в том, что конкретная работа этого депутата вызывает куда меньше нареканий: на рабочем месте он занимается принятием законов (37 процентов), заботится о благе народа (18 процентов), занимается государственными делами (5 процентов). Тут негативных оценок поменьше: только 12 процентов посчитали, что на работе депутат бездельничает, 6 — «решает свои личные интересы» (такая формулировка в опросе), 4 — грабит народ.
Это, безусловно, не совсем справедливое отношение к депутатам со стороны граждан — депутаты у нас разные и даже если большинство из них отстаивает свои политические интересы (или групповые, корыстные, любые иные), то это не значит, что они не работают и не делают что-то полезное для страны и ее населения.
Однако же есть негативный по преимуществу образ и этот образ — это образ власти вообще. Скажем, согласно исследованию «Левада-центра» от осени 2011 года, 40 процентов россиян полностью согласны с мнением, что большинство политиков занимаются политикой только ради личной выгоды. Еще 45 процентов согласились отчасти. Тот же процент согласились с суждением, что многие государственные чиновники не подчиняются закону (35 — определенно да, 50 процентов склонялись к такой трактовке). Две трети тогда ответили, что интересы власти и общества в России не совпадают. Иными словами: абстрактный депутат или чиновник в глазах россиян, скорее, нехороший человек и уж точно не приносящий лично им пользы, скорее уж вред.
В чем коренятся такие представления, говорить однозначно сложно, но они довольно устойчивы (возможно, лишь немного усиливаются). С тем, наверно, и связан феномен популярности слогана про «партию жуликов и воров2, привязанного к «Единой России» Алексеем Навальным. Он, как человек, хотя бы в рамках собственного блога получающий более-менее настоящую обратную связь, причем в режиме реального времени, просто попал в ожидания значительной части публики. Потому и росла его популярность, потому и дела против него возбуждены, а власть попыталась перехватить у него жесткую антикоррупционную риторику с конкретными обвинениями конкретных чиновников и близких им бизнесменов.
А когда бывший депутат Госдумы Владимир Пехтин заявляет, что подаст на Навального в суд и отсудит у последнего годовой доход, потому как обвинения Навального об особняке в Майами — суть неправда, а чести и достоинству Пехтина тем самым был нанесен значительный урон. Ранее и иные единороссы пытались что-нибудь возбудить против Навального из-за слогана «партия жуликов и воров». Судя по опросам, депутаты и прочие партийцы могут легко добавить в соответчики еще и половину населения Российской Федерации, поскольку отношение к ним именно такое. В феврале 2013 года с лозунгом «Единая Россия — партия жуликов и воров» были в целом согласны 40 процентов, в целом не согласны — 41, почти поровну (не поймешь, правда, какую роль здесь сыграли «социально одобряемые ответы).
Тут фокус, конечно, не в Навальном — его знает далеко не столь большое число россиян. Но сколько из них согласны с раскрученным им слоганом! Когда журналисты в Кирове попытались спросить о том, кто такой Алексей Навальный, мало кто мог ответить, но пара ответов (опрашивало издание PublicPost) были очень характерными: «Чиновник, наверно, какой-то. Кто еще деньги ворует?» и «Какой-то депутат, что-то незаконное сделал и против него уголовные дела теперь».
Иными словами: смешавшись в голове россиян, пропаганда и контрпропаганда власти для имиджа самой власти несет не много позитива. Из этого сегодня политические профиты извлекает вовсе не сам Навальный с его «жуликами и ворами», а Владимир Путин и его администрация, оседлавшие тему коррупции. Остальным представителям власти должно быть тревожно. Если образ «чиновника-коррупционера» и «депутата-жулика» будет усиливаться в массовом сознании, то вариантов развития событий останется совсем мало. Либо ради сохранения власти Кремль превратит кампанейщину по «борьбе с коррупцией» в охоту на ведьм, либо нынешняя элита в какой-то момент лишится власти. Плюс набор промежуточных вариантов, настолько же рискованных для каждого конкретно представителя элиты: ведь под ударом тогда может оказаться любой.