После прошедших 14 декабря во Владивостоке многотысячных акций протеста депутаты законодательного собрания Приморского края направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину с просьбой отложить повышение таможенных пошлин на иностранные автомобили.
Только во Владивостоке в акции участвовало не менее 6 тысяч человек. В воскресенье несколько тысяч манифестантов на полдня заблокировали движение по центральным автомагистралям Владивостока, попытались захватить местный аэропорт и – чего никогда не было раньше – выдвигали политические лозунги – об отставке правительства во главе с Владимиром Путиным и даже об отделении от России («Владик с Курилами теперь отдайте Японии»). Демонстрации закончились противостоянием с ОМОНом. Акции автомобилистов прошли также в Москве, Новосибирске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Калининграде. Воскресному бунту предшествовало несколько менее масштабных акций приморских автомобилистов. Протесты вызвало подписанное премьером Владимиром Путиным постановление, согласно которому с 11 января повышаются пошлины на ввоз подержанных иномарок, а также вводятся заградительные пошлины на автомобили старше 5 лет (до этого срок был равен 7 годам).
Ввоз автомобилей – краеобразующая отрасль экономики Приморья, а повышение пошлин ставит под угрозу весь автобизнес Владивостока. По оценкам местных властей, автобизнесом во Владивостоке занимается не менее 25% трудоспособного населения. По оценкам организаторов акций, уже в феврале в городе со 587-тысячным населением без работы могут остаться до 100 тыс. человек. В целом же решение властей чревато миллионами безработных.
Протестующие автомобилисты на своих сайтах обсуждают дальнейшие варианты своих действий, в том числе и дальнейшие акции протеста (следующая намечена на 21 декабря). Так, на сайте drom.ru говорится об идее перекрытия Транссиба, блокировании работы офисов местной «Единой России», постоянном пикетировании здания местной администрации и представительства президента в Приморье.
На сайте autofed.ru (Федерация автовладельцев России) организован сбор подписей под обращением к Путину. В тексте сказано, что повышение пошлин «убивает здоровую конкуренцию и способствует развитию монополии в автомобильной сфере» и, в частности, «будет способствовать лишь ухудшению взаимопонимания между властью и обществом» и «может спровоцировать социальный взрыв в этих регионах, и отделение Дальнего Востока от Российской Федерации». К утру вторника под обращением было 19 тыс. подписей.
«Когда принималось решение о пошлинах, Приморье в расчет не принималось. Никто не анализировал, что это вызовет социальный взрыв. Федеральная власть абсолютно это проморгала, – приводит «Коммерсантъ» слова лидера движения владельцев праворульных автомобилей «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. – А ведь для Приморья это проблема жизни и смерти, там остановился бизнес, другой работы нет, а это грозит маргинализацией и ростом преступности. Хорошо, что у протестующих хватило ума не жечь машины, не устраивать вторые Париж и Афины, но это вполне возможно в случае игнорирования их требований».