В «Полит.ру» обратился молодой программист, которому пришел незаконный, по его словам, штраф за неоплаченную парковку. Корреспондент издания разобрался в проблеме, которая оказалась не единичной. Под угрозой штрафа все люди, оплачивающие парковку банковской картой.
«Мне пришло два штрафа по 2500 рублей за неоплаченную парковку. Но я был в центре два раза, и оба раз за парковку заплатил с помощью карты «Сбербанка», – рассказывает IT-специалист Владислав Иванов. Чтобы удостовериться в оплате, он заказал выписку со своего лицевого счет. На ней платежи присутствовали, только не в те дни, за которые пришли штрафы. Молодой программист предположил, что у паркомата сбит цикл (он фиксирует не ту дату) и решил штраф оспаривать. С этой целью он вместе с корреспондентом «Полит.ру» отправился 11 июля в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства».
Граждан там принимают только два дня в неделю (вторник и четверг). В коридоре не стояла толпа рассерженных, но по несколько человек подходили в течение всего дня. У большинства из них схожая проблема: за парковку заплатили, а штрафы приходят. В ожидании приема люди волнуются и возмущаются. Тем, кто ездит по доверенности, приходится уезжать и возвращаться с дополнительной доверенностью, в которой владелец автомобиля разрешает им представлять свои интересы.
Пока Владислав ждал, мы заметили в коридоре проходил заместителя гендиректора организации Александра Прошанова. Он рассказал, что сбои с датой действительно бывают: «На одной улице паркомат оказался сбит на один час. Аппаратный комплекс его перевел. Сбой произошел, когда он синхронизировался с GPS». Но вот в то, что такое возможно на три дня, он не поверил: «Впервые слышу. Он же в онлайн-режиме работает, да и проверки есть…»
Дело, действительно, оказалось не в сбитой дате. Сотрудники центра почти сразу поняли ситуацию. Сейчас парковку можно оплатить тремя способами: по смс, с помощью парковочной карты и банковской картой. И вот с последним способом оплаты и возникает неразбериха.
Очень часто банк почему-то задерживает перевод (причем порой на несколько дней). Паркомат отмечает, что автомобилист парковку не оплатил, а то, что деньги приходят через три дня, он, разумеется, уже не проверяет. Вот граждане вдобавок к оплате парковки и получают штрафы на 2500 рублей.
Штраф дело неприятное. И дело не только в его сумме. По закону, на обжалование у вас есть десять дней. После истечения этого срока штраф надо оплатить в течение 60 дней. Не оплатите вовремя - придется платить в двойном размере, а можно еще и попасть на 15 суток ареста или на 50 часов обязательных работ. Да и заграницу с неоплаченным правонарушением нельзя.
В центре одна девушка рассказывает: «У меня ладно, один раз штраф пришел, а вот передо мной женщина была, она каждый день в центр ездила, ей их пять штук по 2500 рублей пришло».
Сотрудник центра Ирина подтвердила, что люди обращаются с этой проблемой часто: «Работаю здесь с марта. В день примерно человек десять приходят. И в основном как раз по случаям с банковскими картам. Сейчас думаем, как решить вопрос, потому что это уже невозможно».
Процедура обжаловании в таких случая приводит к положительному результату для обратившихся. Работник ГИБДД все проверяет по базам данных, и штрафы просто снимаются. Жалоба рассматривается до десяти дней. В центр можно вообще не ходить, а отправить необходимый пакет документов по электронной почте. Вопрос в том, поймут ли люди, как правильно заполнить электронную жалобу. В любом случае это время.
Скорее всего, многие, кому приходят такие штрафы, до обжалования не доходят. Ведь если штраф пришел единично, его можно и оплатить. Информации о том, что такой случай не единичен, нигде нет, на паркоматах не написано, что могут возникнуть проблемы при оплате карточкой. Расстраивает, что власти ждут негативной обратной связи от граждан, а не стремятся предотвратить подачу жалобы.
С оплатой по смс тоже случаются казусы. По словам другого «пострадавшего», когда на его счету было недостаточно средств , транзакция зависла, и он не смог произвести оплату даже после пополнения счета.
С одной стороны, паркоматы - это хорошо, людям удобней быстро оплатить все по понятной схеме, чем, например, общаться с сотрудниками парковки. Да это еще и экономия людских и финансовых ресурсов. Передавать ряд полномочий машинам действительно логично и современно. Хотя возможность оплаты наличными все-таки не помешала бы. Как мы видим, машина может дать сбой, а за ними никто не следит. Можно предположить, что если бы за процессом следил человек, то у него бы вызвал удивление факт, что автомобилист оплачивает парковку на три дня позже, уже не находясь на ней, и понял бы, в чем дело. Ведь и сотрудники центра в ситуации уже хорошо разбираются.
Но они контролируют только реакцию жителей, а не саму парковку. Опасность получить штраф по-прежнему нависает над любым человеком, желающим оплатить парковку картой. И зависит это, в данном случае, от бездушной воли паркомата. Интересно было бы знать, насколько бюджет города пополнился за счет незаконных штрафов.