Первый пилотируемый пуск с космодрома «Восточный» состоится не в 2018 году, как планировалось, а только после 2020 года. По данным «Коммерсанта», он будет осуществлен при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5В» - с таким предложением к президенту Владимиру Путину обратились вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, посчитавшие, что создавать на новом космодроме инфраструктуру для устаревших кораблей «Союз» смысла нет.
О предложении Рогозина и Комарова газете рассказали несколько источников в ракетно-космической отрасли. Кроме того, данные сведения изданию подтвердил и источник аппарате правительства.
При этом в Кремле не располагают информацией о переносе запусков с космодрома на более поздний срок. «Мне неизвестно. Пока никаких решений о сдвиге сроков вправо официально не принималось. Это единственное, что я могу сказать», - сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
По словам собеседников газеты, вариант переноса пуска вместе с одновременной адаптацией под эту задачу «Ангары-А5В» обсуждался на встрече вице-премьера и главы Роскосмоса с Путиным 13 апреля. Тогда же Игорь Комаров сообщил СМИ, что первый пуск «Ангары-А5В» запланирован на 2021 год, а уже в 2024 в Роскосмосе рассчитывают осуществить стыковку перспективного космического корабля разработки «РКК Энергия» с орбитальной станцией.
По данным газеты, идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа «Союз» с «Восточного» не была спонтанной — на различных уровнях она обсуждалась еще с конца прошлого года, и несколько недель назад по поручению правительства Роскосмос подготовил по ней доклад на имя президента. Владимир Путин ознакомился с ним и на встрече 13 апреля принципиальных возражений с его стороны не возникло.
Как пояснил источник в Роскосмосе, причиной для такого решения стало нежелание создавать на новом космодроме инфраструктуру под старые корабли. По его словам, «Союзы» с 1960-х годов эксплуатируются на «Байконуре», а с учетом того, что Россия продлит свое участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на «Восточном» нет.
«Это бессмысленная трата денег, потому что потом все равно пришлось бы перестраивать инфраструктуру под новые корабли и задачи», - пояснил собеседник газеты. Схожей позиции придерживается и источник в правительстве: «"Союзы" — это наше прошлое и настоящее, а нам надо смотреть в будущее, поэтому и выбор был сделан в пользу "Ангары"».
Официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков накануне подтвердил, что по дате пилотируемого запуска с «Восточного» действительно произошли изменения. «Такое решение принято с учетом необходимого времени для строительства стартового стола для перспективной ракеты-носителя, на нем и будет реализовываться пилотируемая программа», - пояснил он. Всего же, как решено теперь, на новом космодроме будет три стола: один под ракеты «Союз» и два — под семейство ракет «Ангара».
Новая пилотируемая программа с «Ангарой-А5В» и перспективным транспортным кораблем увязана и с проектом национальной орбитальной станции, создание которой Путин вчера анонсировал в ходе своей прямой линии. Дело в том, что запуски пилотируемых кораблей с «Восточного» на орбиту с наклонением 51,6 градуса (как у МКС) сопряжены с большим риском для экипажа на этапе выведения: в случае нештатной ситуации космонавты окажутся в открытом море. Собственную же станцию предложено развернуть на орбите с наклонением 64,8 градуса — в таком случае трасса выведения будет пролегать над материковой частью.
Правда, в этом случае возникает другая угроза: чем выше наклонение орбиты, тем большему радиационному воздействию подвергается станция и ее экипаж. Однако в правительстве считают, что эта проблема решается, например, сокращением времени пребывания экипажа на орбите: станцию не обязательно делать «постоянно обитаемой» (как МКС), а достаточно сделать просто «посещаемой».
Тем временем стройка космодрома «Восточный» обрастает уголовными делами. Так, накануне стало известно, что очередное расследование из-за задержки зарплат рабочим проводится в отношении бывшего гендиректора Тихоокеанской мостостроительной компании Виктора Гребнева, которого подозревают в злоупотреблении полномочиями. Эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM», высказали мнение, что, учитывая многочисленные проблемы, космодром точно не сдадут в срок.
«Если "Восточный" — такой важный стратегический объект для России, то почему только сейчас, когда космодром строится уже лет семь, потребовалось вмешательство президента? Построят его, не построят, Россия как запускала "Союзы" и "Протоны" с Байконура, так и будет запускать. Никогда Казахстан Россию с космодрома Байконур не выдавит. Если это произойдет, то место России на космодроме не займет больше никакая другая страна, тем более, Казахстан. Казахстан, соответственно, потеряет весьма престижный в современном мире статус космической державы», - заявил в беседе с газетой член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.
Отметим, что накануне Владимир Путин взял ситуацию на космодроме под личный контроль. В ходе ежегодной прямой линии к нему обратились рабочие, которые пожаловались, что уже четыре месяца не получают зарплату. В частности, рабочий Антон Тюрищев сообщил, что коллективу перечислили лишь 17% от декабрьского жалованья, после чего выплаты прекратились.
«Мы хотим строить, мы хотим остаться здесь, мы хотим дальше продолжать работу. Поэтому и обращение такое, из двух частей: помочь нам с зарплатой и все-таки дать возможность продолжать здесь строить. Тем людям, кто здесь охранял, а это 70 человек, перечислили зарплату, примерно 70-80%, всем по-разному получилось, от всей задолженности», — рассказал Тюрищев.
Примечательно, что рабочие обратились к президенту не только во время прямой линии, лично, но и ранее, весьма оригинальным способом. Они написали белой краской на крыше жилых вагончиков стройгородка послание к президенту, которое можно увидеть с большой высоты: «Уважаемый Путин В.В. Спаси рабочих. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты».
Как пояснили в пресс-службе Тихоокеанской мостостроительной компании, долги в 96 миллионов рублей перед строителями возникли из-за нецелевого расходования бюджета в период руководства Гребнева. По данным компании, средства, направленные на строительство, тратились на возведение базы отдыха на озере Ханка и на постройку трехэтажного особняка для Гребнева, а также на приобретение дорогих яхт. В результате к сентябрю 2014 года чистый долг компании вырос до 6 млрд рублей.
«Если бы прежнее руководство Тихоокеанской мостостроительной компании добросовестно исполняло свои должностные обязанности, возникновение конфликтной ситуации, приведшей к обращению сотрудников компании к президенту страны, было бы невозможным», - говорится в заявлении ТМК.
В пресс-релизе также отмечено, что после смены руководства компании в сентябре 2014 года новый гендиректор Игорь Нестеренко «активно принялся за наведение порядка» и за четыре месяца сократил чистый долг ТМК на 400 млн рублей, взявшись за «восстановление доброго имени» компании.
Напомним, завершить строительство космодрома «Восточный» планируется до 30 ноября 2015 года, а уже на декабрь с космодрома намечен пуск ракетоносителя «Союз-2». Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал, что уголовные дела не помешают реализации проекта.
«Космодром строится. Есть проблемы, есть пока еще отставание по срокам. Мы предложим варианты, как это отставание убрать. В целом, все серьезно продвигается. Уже есть стартовый стол, там установили даже технологическую механику. По сути дела, огневое кольцо уже полностью смонтировано. Думаю, что мы завершим строительство в установленные сроки», — отметил Рогозин.
Напомним, строительство космодрома «Восточный» началось в июле 2012 года. Тогда Рогозин обещал достроить его к 2015 году и заявил, что пожертвует зубом, если этого не удастся сделать. «Мы к 2015 году сделаем космодром, зуб даю», - уверенно говорил вице-премьер.
Без внимания Рогозина накануне не осталась и информация о том, что средства, предназначенные на выплаты рабочим, были потрачены на яхты и особняк бывшего руководства. «Вообще за такое надо не сажать, а расстреливать», - написал Рогозин в своем твиттере. Отметим, что в настоящее время Гребнев находится под подпиской о невыезде.
Ранее ТМК сообщила, что закроет долг в 96 миллионов рублей перед работниками в Приморье до июня, а 45 миллионов рублей будут выплачены уже в этом месяце. Накануне власти Приморья перечислили компании 15 миллионов рублей, и 15 апреля ТМК начала погашать долги по зарплате.
ТМК - одна из крупнейших дорожно-строительных компаний Дальнего Востока и один из самых крупных субподрядчиков на космодроме «Восточный». В 2012 году компания построила два моста к саммиту АТЭС - вантовый Золотой мост через бухту Золотой Рог и низководный через Амурский залив. Тогда же компания одной из первых пришла на космическую стройку в Приамурье.
Отметим, что это уже не первый скандал с невыплатой зарплаты строителям космодрома Восточный. Ранее на задержки пожаловались работники компании «Стройиндустрия», которые даже объявляли забастовку и голодовку. В итоге в ситуации лично разбирался Дмитрий Рогозин, и после его вмешательства начались выплаты. Вице-премьер также отправил в отставку заместителя руководителя «Дальспецстроя» Дмитрия Савина.
В настоящее время в строительстве Восточного заняты 7 337 человек. Как сообщили накануне в Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрой), в весенне-летний период к работам привлекут еще 2500 человек, в том числе 1000 бойцов студенческих строительных отрядов, которые будут работать дорожными рабочими, штукатурами, малярами, плотниками, бетонщиками, выполнять подсобные работы.