По данным информационного агентства Regions.Ru, только в Свердловской области долги перед несколькими десятками участниками военной операции на Северном Кавказе существуют с 1996 года v со времен «первой чеченской» войны, а еще на территории области живут свыше 600 контрактников, отслуживших уже во время «второй чеченской», которым тоже не заплатили причитающихся денег. В настоящий момент большинство из них уже обратились в военную прокуратуру Уральского округа с жалобами на задержки с выплатой "боевых".
Как разъяснил представитель свердловского областного военкомата полковник Владимир Большаков, денег за долги военные вряд ли получат в любом случае. Согласно российскому законодательству, срок, за который в судебном порядке можно потребовать возмещение долгов, ограничен 3 годами. После этого за "давностью" событий государство снимает с себя всякую ответственность перед солдатами и офицерами. То есть участникам «первой чеченской» уже можно не беспокоить суд жалобами на действия Министерства обороны.
Что же касается участников «второй чеченской», то согласно распоряжению Министерства обороны, размер "боевых" зависит от того, сколько дней "контрактник" находился в ситуации военных действий, а сколько v в относительно мирной обстановке. Повышенное содержание (от 800 до 1.500 рублей в сутки) полагается только за участие в военных операциях. Для того чтобы получить причитающуюся ему сумму, контрактник должен предоставить доказательства угрозы жизни по каждому дню, проведенному в Чечне. Видимо, для того чтобы вытребовать из Министерства обороны боевые, каждый солдат должен взять справку лично у Шамиля Басаева о том, что он и его боевики подвергали жизнь контрактника опасности. Кроме того, руководство частей и подразделений, где солдаты проходили службу, в выплате крупных сумм также не заинтересовано.
В отличие от невыплат за «первую чеченскую», ситуация с невыплатами за «вторую чеченскую» имеет объяснение. В марте этого года заместитель министра обороны РФ Любовь Куделина озвучила сумму расходов, которые Минобороны может использовать в соответствии с постановлением правительства на выплату так называемых боевых денег военнослужащим, действующим в Чечне. Сумма рассчитывается с учетом того факта, что в боевых действиях в Чечне могут принимать участие не более 8 тыс. человек. При этом каждому из них выплачивается оклад приблизительно в размере 20 тыс. руб. в месяц. Таким образом представитель Минобороны РФ официально подтвердила, что на проведение боевых операций в Чечне в государстве спущен лимит, за рамки которого выходить попросту нельзя.
Таким образом, с финансированием операций в Чечне поставлен с ног на голову: не штаб определяет необходимое количество солдат, которые нужны для проведения той или иной боевой операции, а денежный лимит диктует военным использование боевой силы. То есть заранее оговаривается определенная сумма денежных средств, исходя из нее определяются те или иные боевые задачи для войск, действующих в Чечне. На деле же это командиры используют столько людей, сколько необходимо для проведения боевой операции, а потом устраивают дележку лимитных денег, которых далеко не всегда хватает на выплату положенных сумм всем участникам. Выплачивают всем, но понемногу, поровну, надеясь, что основную сумму административно-хозяйтвенная часть Минобороны выплатить после операции.
Таким образом, остается неясным, исходя из каких представлений о потребности военных в живой силе при проведении операции в Чечне, Министерство обороны составляет статьи бюджета, которые касаются выплат денежного довольствия, а дума и Совет Федерации его потом утверждают.