Национальный антитеррористический комитет (НАК) на своем заседании 31 марта не принял решение о снятии режима контртеррористической операции (КТО) на территории Чечни. В НАК решили не спешить и сначала посоветоваться с другими силовыми структурами (МВД, ФСБ, Минобороны), а затем передать вопрос на рассмотрение президента Дмитрия Медведева.
Глава НАК и директор ФСБ Александр Бортников сказал, что систему управления операциями по борьбе с террористами на территории северокавказского региона необходимо оптимизировать.
О том, что режим КТО в Чечне пора отменять заявил на прошлой неделе президент республики Рамзан Кадыров, который заявил, что в республике окончательно покончено с боевиками. Он указал, что из-за режима КТО в Чечне много ограничений, которые «блокируют внешнеэкономическую деятельность республики». Например, в Грозном нет таможни, а местный аэропорт может обслуживать только авиарейсы на внутренних линиях.
После заявления Кадырова в НАК от властей Чеченской республики поступило предложение официально прекратить проведение контртеррористической операции в Чечне.
В СМИ была выдвинута версия, связывающая возможное прекращение операции в Чечне не столько со стабилизацией обстановки, сколько с финансовым кризисом: будто бы властям страны приходится выбирать, на что лучше потратить деньги – дать их Кадырову на восстановление республики или тратить на содержание войск. Дело в том, что отмена режима контеррористической операции в Чечне влечет за собой вывод из республики всех федеральных сил, размещенных там на временной основе: домой отправятся все прикомандированные сотрудники МВД, ФСБ и Минобороны. При этом занятые федералами объекты недвижимости перейдут в ведение силовых структур республики.
Кроме военнослужащих Внутренних войск в Чечне в командировке находятся и сотрудники органов внутренних дел из разных регионов России. Никаких дополнительных надбавок такие милиционеры в Чечне не получают с 2002 года, когда были отменены «боевые» выплаты.
Указ о создании объединенной группировки войск и сил на Северном Кавказе, а также о подготовке контртеррористической операции на территории Чечни подписал президент Борис Ельцин 23 сентября 1999 года. Операция может быть указом президента – Дмитрия Медведева.
На этом фоне появилась новость о том, что в Чечне началась активная борьба против молодежных течений, которые «не соответствуют национальному менталитету» – эмо и готов. «В последнее время среди молодежи появляются различные течения, несущие в себе деструктивные психологические нагрузки. Молодым людям предлагается субкультура, пропагандирующая негативные эмоции, такие как депрессия, чрезмерная экспрессивность, склонность к суициду. Это не только не соответствует национальной культуре, но и противоречит здравому смыслу», – посетовал руководитель сектора духовно-нравственного и патриотического воспитания патриотического Клуба «Рамзан» Аюб Асаев.
Война против чеченских эмо и готов преподносится как признак победы над экстремистами – того, что боевиков в Чечне уже нет, и воевать осталось только с неформалами.
Между тем российские силовики признают, что обстановка в Чечне по напряженности почти не отличается от обстановки в соседних регионах Северного Кавказа и юга России. Накануне режим контртеррористической операции был объявлен в шести населенных пунктах Сунженского района Ингушетии. По заявлению ФСБ, это связано с появившейся информацией о готовящейся серии терактов. До отмены режима КТО там будут действовать ограничения по передвижению, и будет проводиться усиленный осмотр.