Правительство России внесло в Госдуму законопроект, согласно которому решение об изменении статуса муниципалитета будут принимать местные депутаты «с согласия населения». Референдумы, которые по законодательству также могли проходить,в этом случае отменяются. В Белом доме считают, что подобный подход упросит управленческие решения и сэкономит бюджетные деньги.
Закон о местном самоуправлении предусматривает массу способов преобразования муниципальных образований — их объединение, разделение, смену статуса городского и сельского поселений на сельское и городское, а также присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, для преобразований требуется согласие местных жителей, но в большинстве случаев референдумы законом и сейчас не предусмотрены, так как мнение жителей выражают местные депутаты.
Если закон будет принят, местный референдум будет проводиться лишь в одном случае — при разделении поселения на два и более. В такой ситуации, полагают в правительстве, референдум оправдан, так как образуются новые муниципальные образования в населенных пунктах, которые ими прежде не были, и будут сформированы новые органы местного самоуправления. В остальных случаях возможна замена прямого выражения мнения населения опосредованным, то есть через местных депутатов.
СМИ напоминают, что в большинстве регионов преобразования статуса муниципалитетов уже давно проходят без референдумов, более того, в Подмосковье без референдума были объединены два городских округа — Железнодорожный и Балашиха.
Как пояснил «Коммерсанту» руководитель экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления сенатор Вячеслав Тимченко внесенный правительством законопроект нужен для того, чтобы исключить «неоднозначное толкование» этих положений в законе о местном самоуправлении, особенно прокуратурой. Тимченко напомнил, что в последнее время было несколько исков по поводу нового механизма формирования органов местного самоуправления законами регионов, например, в Челябинске. «Поэтому Минюст инициировал поправку, чтобы не было неточностей», — пояснил Тимченко.
Председатель комитета Госдумы по местному самоуправлению Виктор Кидяев сообщил в беседе с РБК, что сначала депутаты намерены всесторонне изучить законопроект, в том числе посоветоваться с регионами, а потом принимать решение по нему. В то же время источник в комитете заверил агентство, что профильный комитет намерен поддержать инициативу правительства.Так считает и первый заместитель Кидяева, Александр Бурков из «Справедливой России». Другой источник в комитете отметил, что данный законопроект «вписывается в общий тренд отмены выборов на уровне местного самоуправления».
Тем временем в регионах процесс отмены референдумов зашел еще дальше. Так, депутат Тюменской областной думы от «Единой России» Владимир Ульянов накануне предложил отменить местные референдумы и по преобразованию статуса муниципалитетов, и по преобразованию их территории. Ульянов считает референдумы неэффективными, так как они требуют расходов из местных бюджетов. Комитет Тюменской облдумы уже рекомендовал законопроект единоросса к принятию.
В свою очередь, лидер фракции ЛДПР в облдуме Владимир Сысоев отметил, что законопроект Ульянова «пытается максимально убрать население из процесса принятия решений, которые напрямую его касаются». Он добавил, что часть районов уже не выбирает местных глав и депутатов. «Давайте тогда сразу скажем населению, что вы ничего не решаете и вы нам не нужны», — заявил Сысоев.
Лидер тюменских коммунистов Тамара Казанцева предположила, что инициатива Ульянова может быть связана с намерением властей объединить Наримановское и Салаирское поселения, избежав обсуждения с местными жителями.
Вячеслав Тимченко отметил, что на данный момент «регионам передано столько полномочий, что они хотят взять вообще все», однако «вопрос, насколько это соответствует Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления, дискуссионен».
«Зачем в Тюменской области понадобилось отменять референдумы, я не знаю. По моему мнению, они хорошо зарекомендовали себя и как инструмент выявления мнения населения, и как способ управления политической повесткой дня», —добавил, в свою очередь, политолог Евгений Минченко.
Многочисленные способы преобразования муниципальных образований были частью очередной реформы местного самоуправления, начатой в 2014 году. Пакет поправок в закон о местном самоуправлении по поручению президента Владимира Путина подготовила группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, он был принят в мае 2014 года.
Эксперты-регионалисты тогда указывали, что реформа дополнительно усилила региональные власти и ослабила местные. Региональные власти, в частности, получили право отменять прямые выборы мэров крупных городов на своих территориях, и в течение 2014 года региональные власти массово воспользовались этим правом.
«Очевидный тренд последних двух лет — постоянно вносить поправки, чтобы как можно больше вопросов решать без участия граждан, отнимать у них и у самих муниципалитетов и отдавать наверх. Понятно, что хочется проводить поменьше процедур, но это голосование о смене статуса не всегда для галочки, были случаи, когда жители отказывались от таких изменений», — прокомментировал новую инициативу правительства политолог Александр Кынев.