будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Страна
Короленко Псой

Возвращение Нового года

Возвращение Нового года
52_08

С Новым годом… С Новым годом все не так просто. Каждый из нас когда-то давно удивился, впервые узнав от взрослых, что есть еще и «Старый Новый год». Что это – «старый-новый»? Смешной оксюморон. А главное – как могло так случиться, что старый идет после нового?!

«Новые годы» и их культурные коды бывают разные. Мартовский, принятый на Руси до XV века, постепенно сдвинулся в зону маргинального язычества. Этакий дионисийский Мартовский Кот. Сентябрьский, установленный в честь победы Константина над гонителями христиан, закрепился в светской культуре как начало учебного или рабочего года, сменяющее сезон отдыха. Но главнее всех - январский. Во-первых, его придумали римляне. Во-вторых, он идет в тесной связке  с Рождеством – праздником воплощения Бога и днем рождения Человека, ставшего символом новой эры.

Следует учитывать и базовую мифологическую хронологию. Ветхозаветная традиция ведет летоисчисление от Сотворения Мира. «Спор шел о том, когда сотворил Бог мир, весной или осенью, – напоминает Кирилл Боголюбов, богослов и переводчик Библии, – осень также ассоциируется с вечером: и был вечер, и было утро. В какое время суток Он сотворял мир – в течение рабочего дня или вечером? Димитрий Ростовский считал правильным отмечать Новолетие в марте, а старообрядцы до сих пор празднуют его в сентябре. Январский праздник ввел Петр, он же приказал ставить ёлку и устраивать фейерверки в этот день. И мы до сих пор этот приказ выполняем».

На Западе рождественско-новогодние дни часто называют более общим термином «праздничный сезон», имея в виду также праздники других народов и конфессий: Хануку, Курбан-Байрам, буддийский Новый год и день Зимнего Солнцестояния. В оптике русской национальной идентичности в этот список можно включить и «Западное Рождество», которое в России фактически имеет статус неформального светского праздника.

Известно, что в западных культурах Christmas традиционно празднуется интенсивнее, чем Easter, в то время как Восточная Церковь в известном смысле больше фокусируется на Пасхе.  Между тем в постсоветской России православная Пасха является, наряду со светским Новым годом, основным праздником для тех неверующих, которые отождествляют себя с русской культурой. Притом в последнее время она по статусу приближается к государственному празднику. День празднования Пасхи определяется Русской Православной Церковью, которая привержена юлианскому календарю. Интересный парадокс: один из двух главных общенациональных праздников отмечается по «старому стилю», а другой – по «новому».

Многих православных смущает, что Новый год совпадает с последней, наиболее строгой, неделей Рождественского Поста. Но и полный отказ от Нового года невозможен для большинства верующих, поскольку духовенство рекомендует им чтить государственные праздники. В некоторых приходах в ночь на 1 января теперь служат Всенощное бдение для желающих встретить Новый год в духе Поста. Нововведение явно связано с социальным запросом большой группы людей на «снятие» некоего культурно-идентификационного противоречия, которое можно было бы условно назвать cиндромом New Year Error – по аналогии с Y2K Error. Понятно, что большинство этих людей предпочло бы отмечать Новый год 14 января, совмещая его с днями чествования Василия Великого  и Симеона Столпника, а также с праздником Обрезания Господня.

Однако, по-видимому, синдром New Year Error присутствует не только в сознании православных. Он присущ и глубокому подсознанию русской культуры, в том числе на самом светском и массовом ее уровне. На наш взгляд, это выражается в общенациональной любви к неформальному празднику со «смешным» названием «Старый Новый год». Это праздник на протяжении всего XX века был необъяснимо привлекателен для всех в России, независимо от социальной и конфессиональной идентичности.

На «Старый Новый год» повторялись все новогодние телепередачи, включая «Голубой Огонёк» и фильм «Ирония Судьбы», с годами вытеснивший свою единокровную сестру, «Карнавальную ночь». Именно 13-14 января принято снимать ёлку. В коммуналках на этой дате успокаивались, трезвели. Если кого-то не успели пригласить или поздравить в ночь на 1 января, то через две недели New Year Error можно было исправить. В этот день повторение события, возвращение праздника претворялось из детской мечты, или игры, - в реальность. Что-то было во всем этом милое, игрушечное, вроде трогательных детских подарков, но это была и есть работающая вещь.

Московскому Патриархату не раз предлагали перейти на «западное» летоисчисление.  Фракция «Родина» высказалась ещё радикальнее: готов законопроект о переходе России на старый стиль. Но все «календарные» дискуссии и проекты имеют общую культурно-политическую предпосылку. Это своего рода «Битва Нового года с Рождеством» – вроде «Битвы Карнавала с Постом»  Питера Брейгеля. Именно эти два праздника воспринимаются как основная оппозиция. «Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор», учрежденный Петром, не должен приходиться на Пост. Младенец Христос «не должен» рождаться после Нового года.

Однако уникальный феномен «Старого Нового года» подводит к иным соображениям. Что, если дело тут не в привычных антитезах типа «священное vs мирское» или «Восток vs Запад», а в какой-то специфической культурной интуиции, требующей отмечать два главных общенациональных праздника – Новый год и Пасху – по одному и тому же стилю? Причем, разумеется, по юлианскому, поскольку он «символизирует традицию». Вспомним, как было с Великим Октябрем, который хоть и перевел Россию на григорианский стиль, но сохранил при этом свое «юлианское» имя.

Вполне возможно, что в условиях адекватной культурной и политической рефлексии «детская завороженность» нашего сознания Старым Новым годом может постепенно эволюционировать в канонизацию его как настоящего Новолетия. Если мы привыкнем называть «Новым годом» по умолчанию 14 января, то отпадет необходимость в громоздких проектах смены церковного или, тем более, государственного, летоисчисления. В этом случае Новый год будет праздноваться, как положено, после Рождества, а детская святочная мечта о возвращении, повторении, чудесном подарке воплотится во «взрослой» культуре и социальной практике.

Наступающий Новый год – это такой подарок, какого мы не ожидали. Претворение мечты в жизнь. Обретение утраченного времени. Преодоление инерции. Рождение надежды. Исправление New Year Error. Пусть этот год будет другим. Пусть ошибка исправится. Пусть вчерашнее «новое» ветшает, а вечное «старое» становится Новым. 

Web-присутствие:  

  • Псой Короленко, Коллективное Безсознательное. Об одной поговорке.
  • Псой Короленко, Вера Калмыкова. Merry Christmas and Happy Hannukah.
  • Псой Короленко. Размышление под новогодней ёлкой. 

Новость:

«Разноцветный Огонек в Bilingua. Настоящий Новый год с Псоем Короленко».

Короленко Псой
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).