Назначение главой администрации президента вице-премьера Сергея Иванова может стать началом возрождения администрации президента в качестве безальтернативного центра силы в административной системе. А вчерашний «отставник» Иванов берет реванш за «гонку преемников» 2005-2007 годов.
По стародавнему, еще ельцинскому обычаю, одним из самых влиятельных чиновников и непубличных политиков в стране является глава президентской администрации. В этом смысле уход в Госдуму главы АП Сергея Нарышкина либо существенное понижение во властной иерархии — бог уж знает за какие прегрешения, либо настоящий гражданский подвиг во славу отечественного парламентаризма.
В любом случае, с прошлой недели встал вопрос — кто займет вакантное место главы президентской администрации. Сегодня интрига разрешилась — новым главой АП станет вице-премьер российского правительства Сергей Иванов. Кремль обещал определиться с новым главой администрации к началу этой недели, но затянул до четверга, все это время исполнял обязанности главы первый зам Владислав Сурков. Сурков, как куратор внутренней политики, ценнее на своем месте, особенно в пору массовых протестных акций и выборов президента — это было ясно.
Однако назначение Сергея Иванова выглядит интересным по сразу нескольким причинам. Иванов был главным соперником Дмитрия Медведеева в «гонке преемников» в 2005-2007 годах. И до последнего момента — презентации Дмитрия Медведева в качестве кандидата в президенты в декабре 2007 года никакой уверенности, что Путин предпочтет именно Медведева, не было. Наоборот, осенью 2007 внешним наблюдателям казалось, что именно Иванов является фаворитом.
Иванов остался работать в кабинете министров в должности вице-премьера, но был понижен до «простого» зампреда правительства, а значительная часть функций была из-под него выдернута. Например, он был выведен из состава Совета Безопасности.
В его ведении в правительстве был целый ряд вопросов, связанных с оборонной промышленностью, системой ГЛОНАСС и связью, транспорт, закупка вооружений.
В последнее время ходили слухи, что Иванов может покинуть команду высшего руководства страны по собственному желанию, что он устал от работы. Теперь отдыхать ему, по всей видимости, долго не доведется.
Назначение Иванова главой президентской администрации — очевидное назначение уже под Путина. В прямом соподчинении Медведев и Иванов никогда не работали, являясь в аппаратном смысле,, скорее, соперниками, даже если забыть о «гонке преемников». Впрочем, Медведеву в его кресле осталось пять месяцев, может и потерпеть, как и Иванов.
Перед нами, таким образом, начало выстраивания администрации президента уже президента Путина.
Впрочем, и в правительстве, вероятно, останется некоторое количество «верных путинцев», Во-первых, действующему президенту Медведеву, который является наиболее вероятным претендентом на премьерский пост (Путин ведь обещал), вряд ли позволят сформировать правительство самостоятельно. Во-вторых, даже в «коалиционном» путинско-медведевском правительстве Путину понадобится ряд противовесов очевидно безумным или лоббистским инициативам младшего коллеги по тандему. Который, надо полагать, не сразу забудет, что был когда-то главным.
Поэтому разумно оставить в правительстве, скажем, Игоря Шувалова на посту первого вице-премьера и Игоря Сечина куратором ТЭК. Конфигурация нового правительства — основная интрига, после ухода из правительства Алексея Кудрина, Александра Жукова и — теперь — Сергея Иванова. В раскладе, помимо Шувалова и Сечина, есть еще глава аппарата правительства Вячеслав Володин, которого активно прочили в спикеры парламента, но который от депутатского мандата отказался.
Если в новом правительстве удастся создать эффективную (с точки зрения Путина) систему административных сдержек, роль администрации президента и ее главы Сергея Иванова автоматически возрастет. В силу возвращения единственного институционально оформленного политического центра силы. Иванов во главе администрации при Путине будет гарантом восстановления единовластия. И вчерашний «отставник» Иванов сможет стать едва ли не «номером два» в системе российской власти. Сложно сказать, думал ли об этом Дмитрий Медведев, когда соглашался на пост премьера.