будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Рузов Леонид

Время уклоняться от объятий

Вошедший в барак перво-наперво обратился к массе его обитателей: "Христос воскресе, православные христиане!", - после чего, повернувшись к соседям по нарам, добавил: "И вам, жиды, добрый вечер..."

Адресаты последнего приветствия, Юлий Дунский и Валерий Фрид, в будущем - замечательные киносценаристы, в прошлом - осуждённые по одному делу о покушении на Сталина (по версии следствия, в проезжавшего по улице вождя собирались якобы стрелять из окна... выходящего во двор). А в том настоящем они были узниками Интинского особлага. Обращался к ним простой русский фашист - в тридцатых в Харбине по молодости вступил в местную эмигрантскую фашистскую организацию. Теперь вот тоже сидел. Не всегда сам себе выбираешь кампанию. Да и споры о политике в ограниченном колючей проволокой пространстве были занятием чисто академическим - куда важнее были взаимоотношения с теми, кто это пространство охранял. А для вохры и кума "фашистами" были все они, коммунисты с уклоном и без; прошедшие плен красноармейцы; партизаны, воевавшие сначала с гитлеровцами, а потом и с советами. Настоящие фашисты - вермахт, СС, коллаборанты всех мастей. Ну и те самые, которым "добрый вечер", тоже, разумеется, были "фашисты". Юлик и Валерик не преминули изложить сей пасхальный сюжет в письмах на волю, и приветствие прижилось в широком кругу их родственников и знакомых.

Сюжет этот вспомнился мне недели полторы назад, после съезда «Объединённого гражданского фронта». Мне вдруг стали задавать вопросы. Нет, на само мероприятие я зван не был - беспартийный, партайтаги надоели ещё при позапрошлом правлении. Но я веду колонку в их газете, и посему претензии друзей были обращены ко мне («И что, товарищ Рузов, будете ли вы теперь для них писать?») - и демонстрировали сидящего в президиуме съезда "родимчика" Андрея Савельева. Друзья мои – тоже беспартийные, новости смотрят-слушают вполуха-вполглаза, но про Савельева почему-то знают, а других подробностей не запомнили. Почему? Загадка.

А вот другая загадка.

Когда-то, году этак в 1989-м, "демократы" собирали не только камерного формата съезды, не только многосоттысячные толпы на площадях, но и парламенты. При этом материальных ресурсов у них было вряд ли много больше, чем десять лет спустя, когда они одну за другой оставляли вроде бы завоёванные позиции. Но в конце 1980-х было нечто более ценное, чем материальный или административный ресурс. Назовём это "общим видением": тогда участники движения одинаково понимали ситуацию, а значит - и друг друга. А это понимание порою оказывается эффективнее съездов, пленумов и комитетов. Как достичь такого состояния? Начитавшись «Огонька» с «Московскими новостями»? Вряд ли. Тут ведь не достаточно общего дискуссионного пространства. Не менее важны понятные поступки и действия лидеров. Понятные – значит не нарушающие представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Или даже задающие такое представление.

И сегодня не совсем утрачены остатки этого... не понимания даже, а чутья. Хотя бы чутья на то, "что такое плохо". Вот "письмо пятисот" - однозначно «плохо». И нацистский митинг 4 ноября - тоже «плохо».

…И вот приходит соавтор "письма...", оратор и трибун 4 ноября Савельев поприветствовать съезд ОГФ. Что он там сказал? «И вам добрый вечер?» Или что-то ещё? Когда я осведомился о выступлении Савельева у одного из организаторов съезда, тот ответил почти что вопросом на вопрос: «Его нам Рогозин прислал, и что было делать? Гнать? Не пускать? Растерялись…» Не преуспев в науке заседания, не будучи замечен в президиумах, я всё же рискнул высказать ему своё мнение: «Вот именно, батенька, всенепременно гнать! С лестницы спустить, и более на порог не пущать!»

Со всяким случается – придёт, бывало, утомлённый дорогою странник, сядет, заговорит о том о сём, и потихоньку его заносит. Начинает он говорить такое, что и спорить уже неудобно, а гнать как-то неловко. Но лучше всё-таки выгнать. Потому что через пять минут по правилам этикета придётся уже не гнать, а в морду давать. А я это дело не люблю. Но то - какой-нибудь неожиданный таинственный незнакомец.

А с Савельевым уже давно всё ясно: всё, что можно и нельзя, он уже сказал и написал. И вряд ли о его явлении не известили заранее. Так что лучше было бы не пустить. Тогда не пришлось бы гнать или давать по физиономии. Или теперь вот объясняться…

Ведь у манкировавшего съездом оппозиционеров-демократов господина Рогозина были свои резоны. Во-первых, показать, кто здесь "старший брат". А во-вторых, «законтачить» и «зашкварить» господ из «Гражданского фронта».

Важно же не только кто и что говорит, но, извините, кто с кем сидит. Это порою много значит для непросвещённой в дворовых интригах публики. Как, например, делали нелюбимые нашим президентом советологи, вычислявшие колебание генеральной линии КПСС по единственно доступным источникам – по расстановке членов и кандидатов в члены Политбюро на Мавзолее.

Можно ещё раз цитировать Владислава Суркова: "Политика есть искусство управления с помощью символов".

И какой символ в итоге пошёл со съезда в массы сторонников?

"Письмо пятисот" и марш 4 ноября для этих самых сторонников (и для меня тоже) есть нечто вовсе неприемлемое. Собственным ощущениям они доверяют сильнее, чем политическим лидерам (и я тоже!). Что на выходе? Утрата доверия со стороны тех, кто составляет основную группу поддержки. Основную - потому, что с этими людьми уже достигнуто общее видение ситуации. А это важнее и дороже, чем массовость поддержки без этого самого «общего видения». С теми, другими, такое «общее видение» ещё предстоит искать.

Но, с другой стороны, сам я хотел бы ответить вопросом на вопрос - тем коллегам, что меня пристыдили. Это в Москве ещё можно выбирать, с кем садиться за стол, а с кем - нет, с кем выходить на площадь, а кого избегать. У нас и площадей много, и склонного к праздношатанию народа пока что хватает. А в Воронеже или на Воркуте - проблема и с площадями, и с протестантами. Гораздо чаще - порою по одной и той же теме и на одном и том же месте - пересекаемся с людьми, с которыми на одном гектаре правового поля садиться не пристало.

И на этот счёт так же есть что вспомнить из опыта советского времени. Если обратиться к документам диссидентского движения, прежде всего к "Хронике текущих событий", мы найдём там сообщения из разных, казалось бы, миров. Кроме общедемократического, либерального направления, там представлены национальные движения, - русское, украинское, литовское, грузинское и т.д. – а также различные конфессии: кроме православных, литовские католики, баптисты, адвентисты, пятидесятники... Эти группы были, на первый взгляд, несовместимы друг с другом. Но они имели в тех условиях некую "область пересечения", "общую повестку дня", выраженную в эпиграфе к "Хронике", - статью 19 Всеобщей Декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ".

Точно так же дела обстояли и в Хельсинкском движении - скажем, Левко Лукъяненко и Вячеслав Чорновил, члены Украинской Хельсинкской спилки, на первое место ставили проблемы своего национального движения, но приняли предложенный им общий контекст. Как показали события последующих лет, это пошло на пользу и им, и всем остальным...

А были и такие, что в эту "область пересечения" не попадал. Но "Хроника" между тем писала о каждом случае преследования людей за высказывание убеждений - даже если эти убеждения были «хроникерам» несимпатичны. Они отнюдь не собирались соглашаться с этими их высказываниями. Но и садиться с ними за один стол - тоже.

Правда, иногда их вместе сажали. Вот в 36-м пермском лагере особого режима в двухместной тесной камере сидели русский писатель Леонид Бородин (ныне – главный редактор журнала «Москва») и украинский поэт Василь Стус. Наверное, со смыслом поместили туда их двоих. Да там ещё и стола не было! Со смыслом…

Но и там была возможность и необходимость оставаться собой, несмотря на очевидного общего противника - администрацию.

...В начале шестидесятых в мордовских лагерях оказались несколько человек с площади Маяковского - московского "Гайд-парка". Один, Илья, - за пламенную монархическую речь. Маленький, сгорбленный, одинокий по жизни, он оказался в весьма неприветливом мире, где, среди прочих, обитали фашисты. И старые - военные преступники, и молодые «фашистёнки». Администрация, разумеется, использовала всякую возможность, чтобы посеять рознь среди заключённых. Очередным её «политтехнологическим» проектом стал еврейский погром в лагере. Узнав об этом замысле, Илья взял в свои маленькие руки два кирпича (как у него это получилось - непонятно), нашёл зачинщиков погрома и кротко так сказал: "Вы, мерзавцы, попробуйте только устроить провокацию! Костей не соберёте!" - да так убедительно, что погром не состоялся. Испугались. Думали, что за ним - толпа. А за ним была лишь сила духа... "А Илья, произнеся своё грозное предупреждение, вышел и побрёл, погружённый в свои отвлечённые рассуждения", - писал один из его солагерников. Он, кажется, жил и умер, питаясь одними стихами, - православный поэт Илья Самойлович Бокштейн.

Он, наверное, хорошо понимал: кто и с кем вместе – определяют отнюдь не окружающая всех колючая проволока и не тот, кто проволоку поставил. Это всегда определяешь ты сам.

См. также:

  • Аузан. Гражданское общество и гражданская политика
  • Аузан. Общественный договор и гражданское общество
  • Рузов Леонид
    читайте также
    Страна
    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
    Февраль 19, 2022
    Страна
    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
    Февраль 12, 2022
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).