Оттого, что пропагандистские ресурсы государства мобилизуются для избрания Путина на второй срок, жизнь вовсе не останавливается. С 1 января вступили в действие законы об обязательном автостраховании и альтернативной гражданской службе, которые наглядно показывают отношение государства к гражданам.
Когда эти документы принимались, законотворчество шло по единой схеме: бралась здравая либеральная идея, разработка которой поручалась наиболее заинтересованному ведомству. В случае АГС – Генштабу Минобороны, в случае автогражданки – лоббистам из Союза страховщиков. Результат, таким образом, был всегда предопределен: волки сыты, а рядам законопослушных овец ничего не остается, кроме как скудеть на глазах. Несмотря на вопли тогда еще заметных, хотя и немногочисленных, думских либералов, законы легко проходили через Думу благодаря фракциям власти.
У Кремля, который делал вид, что стоит над схваткой, при этом был повод заявлять о том, что Дума очень хорошая, поскольку в ней принимаются такие либеральные законы, ну, а какие-то недоработки - это издержки представительной демократии. Законы, мол, не в Кремле, а в Думе принимаются.
Смысл закона об альтернативной гражданской службе, который был подписан президентом в июле 2002 года, в том, что у призывников теперь не будет возможности отмазаться от армии, заявив о том, что они хотят воспользоваться конституционным правом на альтернативную службу. До недавних пор отмазка эта с трудом, но работала. Согласно данным Минтруда России, к настоящему времени суды уже вынесли порядка 400 постановлений о замене воинской службы на альтернативную граджанскую.
Однако кому нужна эта “альтернативная” служба – мало того, что служить 3,5 года (в 1,7 раз больше, чем обычным призывникам), так еще никто не гарантирует, что эта служба будет проходить вблизи от дома и не в военной части. Все попытки внести изменения в этот закон успешно пресекались лоббистами из Генштаба. Как честно признался глава Генштаба Анатолий Квашнин, если в законопроект будут внесены поправки, которые сделают альтернативную гражданскую службу более привлекательной, чем военную, это “значительно осложнит процесс комплектования войск рядовым и сержантским составом”.
Расчет на то, что призывники не будут пользоваться своим правом, очевиден. Доказательством тому служит то, что с момента принятия закона из большого перечня необходимых документов был принят единственный – указ президента о назначении ответственных за АГС: Минтруда и социального развития РФ и Министерства обороны РФ. В начале декабря премьер Михаил Касьянов потребовал до начала весеннего призыва в армию 2004 года отработать механизмы реализации закона об АГС, однако совершенно непонятно, насколько это будет исполнено. Согласно вступившему в силу закону, для того, чтобы попадающим под весенний призыв стать альтернативщиками, необходимо было подать заявление в военный комиссариат по месту жительства еще до 1 октября.
В любом случае, оснований рассчитывать на то, что до весеннего призыва будут приняты какие-то законопроекты, могущие облегчить прохождение альтернативной службы, не так уж и много. Общий государственный тренд - явно на милитаризацию. 20 декабря президент подписал указ “О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2004 году”. Через 10 дней, под самый Новый год, пресс-служба Министерства обороны растолковало общественности смысл этого документа.
“Подготовка граждан на военных сборах диктуется необходимостью накопить в мирное время требуемое количество военных специалистов запаса”. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, может достигать одного года. На военные сборы граждан могут посылать не чаще одного раза в три года. Обычная продолжительность сборов — два месяца. На 10-суточные учебные или проверочные сборы граждане, имеющие мобилизационные предписания, могут быть призваны “внезапно”. Это делается, как поясняет Министерство обороны, “в целях проверки реальности и сроков выполнения мобилизационных мероприятий… Кроме того, граждане периодически могут привлекаться на 8-часовые тренировочные занятия”.
Другим свидетельством той же общегосударственной тенденции могут служить беспрецедентные облавы на отчисленных, но позже восстановленных студентов. По данным главы Союза комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой, за осенний призыв подобных случаев было десятки тысяч, что явно больше, чем в предыдущие годы. Стоит отметить, что первые "студенческие дела" начались в 2000 году, т.е с приходом к власти Владимира Путина. Тогда, по словам Мельниковой, молодых людей в Москве задерживали прямо на входе в метро.
Кстати, некоторые важнейшие законопроекты из пакета АГС так и не принимаются. В частности, во вступившем в действие законе говорится о том, что “прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом”. Если бы такой закон был принят, это позволило бы альтернативщикам проходить службу там, где они действительно нужны и где им было бы, несомненно, удобнее, – в муниципальных социальных учреждениях (в том числе, в непосредственной близости от своего дома). Однако вряд ли такие поблажки будут сделаны - традиционная интрига предвыборных кампаний путинского президентства состоит в консолидации общества перед врагом – внутренним и внешним. И рассусоливать тут смысла нет.