Почему-то все стало очень прозрачно. Произошло это 18 мая, во вторник и 19 мая, в среду. Прозрачность обеспечила голодовка Ходорковского, то есть – ее объявление и прекращение. А окружающая среда обеспечила прозрачности объемность.
Ее, голодовки, повод известен: решение судьи Данилкина продлить на три месяца арест Ходорковского и Лебедева. Ходорковский посчитал это решение неправомерным, поскольку в Уголовно-процессуальный кодекс — по инициативе президента Медведева (юрфак ЛГУ) - уже внесены поправки, отменяющие в ряде случаев арест как меру пресечения при расследовании экономических преступлений.
Согласно поправкам, арест допускается в случаях, когда личности подозреваемых не установлены, у них нет места проживания в России, они уже нарушали условия подписки о невыезде и скрывались от следствия. По мнению Ходорковского, их случай вполне подпадает под поправку: они приговорены к колонии общего режима, откуда скрыться затруднительно. С местом проживания тоже все в порядке, имеется. Да, это было не о том, чтобы их вообще выпустили, но чтобы держали не в тюрьме, а в колонии.
В обращении на имя председателя Верховного суда Лебедева Ходорковский написал, что будет голодать до тех пор, пока не получит от президентского пресс-секретаря «подтверждение, что Медведев получил... исчерпывающую информацию» о том, как Хамовнический суд «саботировал» инициированный им закон».
Вообще, интересный адвокат Клювгант у Ходорковского. Согласно «Газете.Ru», он сообщил, что такое подтверждение «может быть в любой форме — хоть в парадной, хоть в рабочей». Из КВНа, наверное.
Невзирая на юморного адвоката, уже во вторник вечером пресс-секретарь президента Тимакова сообщила: президент знаком с содержанием письма Ходорковского в адрес председателя ВС. Дальнейшее тоже известно: Ходорковский сообщил о прекращении голодовки, поскольку ее цель достигнута. Даже выразил позитивные чувства: «По-хорошему удивлен оперативностью поддержки гражданского общества, информационной открытостью президента и председателя ВС».
Мало того, стали происходить другие оптимистичные дела: по запросу адвокатов Ходорковского в суд для дачи показаний был вызван г-на Греф. После этого защита ощутила себя уже так хорошо, что, типа «по гоярчим следам», подала ходатайства о вызове в суд премьер-министра Путина, министра финансов Кудрина, вице-премьера Сечина и главы Минпромторга Христенко, ранее возглавлявшего Минэнерго. На Христенко суд тоже согласился.
Все это чудо какая прелесть, вот только первым сообщением в среду утром на эту тему было другое. А именно, судья Данилкин не нашел законных оснований для своего отвода с процесса. Требование отвода судьи входило в один пакет с голодовкой. Потому что по тому же поводу, незаконному продлению ареста. То есть, даже зная о том, что президент уже в курсе и еще не зная его окончательной реакции, судья Данилкин это сделал. Ну да, у него же имелась оперативная справка, согласно которой в случае освобождения из-под стражи Ходорковский и Лебедев могут скрыться от суда. Кафка, но очень тупой кафка. Причем ясно, что сам судья тут не выдавал экспромты, а придерживался конкретной линии или даже плоскости поведения.
А президент Медведев явно находится в какой-то другой плоскости.
Или вот: 15 мая на проспекте Сахарова была акция «Наших». Дело известное, милиция в парадной форме, «нашисты» в футболках аля гимнастерки с нарисованными одинаковыми медалями на левой груди. Брелки — патроны калибра 7,62 на георгиевских ленточках. С надписью «Помни о войне, береги Родину!» Обещание снять 150 тысяч фильмов, чтобы никто не пересмотрел итоги войны. Ахинея как ахинея, но есть же и анамнез, вполне изложенный комиссаром М.Кислицыной: «5 лет назад на Ленинском проспекте стояло 60 000 активистов «Наших». Они обещали ветеранам защитить страну и сдержали обещание, не допустив оранжевой революции».
Ну, кто ж не помнит, как Кремль организовал «Наших» ровно после «оранжевой революции» в Киеве, с сильного перепугу решив, что так будет и в России. Затем было движение на темы «Россия поднялась с колен», «Путин — национальный лидер» и все это в рамке «Слава России!». Плюс Хиддинк как нежданная поддержка небес. То есть, не только Хиддинк, там еще были Дима Билан, ЧМ по хоккею и ЧЕ по баскетболу – всюду победы.
Потом возник кризис и все это несколько затихло. При Медведеве начались фантазии о либерализации и т.п., а слеты «Наших» на Селигере были слегка перепрофилированы, в прошлом году там говорили об инновациях, нанотехнологиях и модернизации, имея в виду создание кадрового резерва по этой части. Врагов особо не вспоминали.
Теперь же вышеупомянутая Кислицына объяснила перспективы: «Сейчас здесь более 70 тысяч человек. Это новый призыв, новые люди движения, которых к концу года будет уже 150 тысяч. Это те люди, которые продолжат нашу политическую борьбу против предателей, которые хотят развала России». Видимо, помирать собралась, знамя передает.
И что, у Д,Медведва теперь главная забота — предатели, которые по-прежнему опять хотят развала России? Модернизация и инновации не покатили, по крайней мере - для «Наших» и их руководства. Теперь они снова живут, ощущая себя не кадровым резервом, а в привычной постоянной опасности, тренируясь обнаруживать врагов всюду. Эта тема снова сверху повестки, ну а враги, надо полагать, это все те, которые не разделяют каких-нибудь установок, выданных «Нашим». Должно же это быть в расписано в каком-нибудь цитатнике, кстати? Достал бы кто, а?
То есть Медведев опять в какой-то другой плоскости. И это интересное расслоение. Общая картина, в общем, одна и та же: государственная. Но явное присутствие в ней двух планов добавляет интриги: все это имеет потенциал стать если и не объемным, то как на стереофотографиях, там где слои несколько отделены друг для друга. Вывод: на данную картину надо смотреть в картонных, сине-красных очках и все станет отчетливым. Но это только для наблюдателей – у самих обителей слоев нет никакого шанса выйти из них и посмотреть на все это со стороны.