Если бы я отвечал за рабочий распорядок президента, то отменил бы его встречи с бизнесом. Если бы я отвечал за политику бизнесменов, то отменил бы встречи с президентом. Не стоит то, что состоялось в Кремле, ни потерянного президентского времени, ни затраченных предпринимательских нервов.
То, что этот жанр себя исчерпал, в принципе стало понятно и до самой встречи, в тот момент, когда стало известно, что на встрече не будет идти речь о судьбе ЮКОСа и его главных акционеров. Этот казус, решись обе стороны сделать его предметом обсуждения, пожалуй, лучше многих иных мог бы служить предметом для обсуждения темы социальной ответственности бизнеса, конкретизации которой так жаждут предприниматели. Они очень хотят определить для себя границы возможного и необходимого: что им все-таки можно, а что они делать обязаны? Не абстрактно, согласно Российской Конституции, а в этой стране и при этом президенте.
Президенту, судя по тому, как долго он откладывал эту встречу, сказать предпринимателям об этом было совершенно нечего. Как, впрочем, особо нечего ему сказать о том, как мы будем увеличивать ВВП и бороться с бедностью. Единственное, что оставалось бизнесу в этих условиях, - самому наполнить эту риторическую фигуру хоть каким-нибудь содержанием. Подобно тому, как на форуме в Кировской области, посвященном борьбе с бедностью, с приездом и с подачи Игоря Шувалова обсуждилась монетизация льгот, административная реформа и реформа строительного рынка. С одной стороны, непонятно, какое это имеет отношение к борьбе с бедностью, с другой стороны, есть хоть какой-то предмет для обсуждения. Причем предмет, выдвинутый тобой, а следовательно, на первых порах дающий тебе инициативу.
Но бизнес, в отличие от Шувалова, проделать эту операцию не решился. Возможно, потому что хорошо помнит, чем закончилась на предыдущей встрече с президентом инициатива Ходорковского. Вместо этого предприниматели высказывали свое мнение об административной реформе, фондовом рынке и профессионально-техническом образовании. О чем спросили, о том и высказывались. По сути дела, о «социальной ответственности» разговора то и не было. А если и был, то в кулуарах. Чему я бы не обольщался – нет у власти и бизнеса общей стратегии, которая побуждала бы исполнять кулуарные договоренности.
Поэтому бизнесу у президента делать в общем-то нечего. У него только один путь – выстраивать разговор с гражданами. А это значит - строить (а не покупать!) партии, развивать СМИ и т.д. Но это уже совсем другие риски: вдруг кто-то подумает, что им действительно для чего-то нужна Россия?