17 июня 2016 г. в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица» состоялась встреча-диалог с руководителем программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги, членом Комитета гражданских инициатив Андреем Колесниковым на тему «Перспективы взаимоотношений общества и государства после 2018 года».
Смотрите фоторепортаж Наташи Четвериковой.
Это тема того, какие варианты развития или неразвития возможны после 2018 года. По словам Андрея Колесникова, до 2018 года более-менее понятно, что будет происходить. 18 сентября 2016 года пройдут парламентские выборы, а дальше – подготовка к выборам президента 2018 года. Базовая цель – сохранение власти этого лидера и этих элит, которые консолидировались вокруг него. Цель понятна, средства не очень ясны, но, тем не менее, каким-то образом мы до 2018 года доберемся. Доберемся инерционно, без катастроф, потому что, если анализировать экономическую ситуацию, как бы она ни была плоха и депрессивна, она не предполагает какого-то одномоментного обвала.
Для достижения цели нужны более честные выборы. Элиты хотят проверить, конкурентны ли они. У них не было такой возможности довольно долго. Они хотят это сделать, чтобы остаться у власти на следующие шесть лет после выборов Президента. Очень важно получить новые лица, очень важно проверить – что эффективно, а что не эффективно, очень важно найти каких-то молодых людей, более технократичных, менее идеологизированных, чем нынешняя стареющая команда. Им нужно обновиться, чтобы сохранить власть.
Самый стабильный социологический индикатор последних лет – это индикатор поддержки присоединения Крыма. Согласно данным Левада-центра, это 82-83%. В этом смысле понятие «Путин» синонимично понятию «Крым». Эта поддержка может быть не агрессивной, не активной, но она есть. Но 2018 год немного размывает сам характер этой поддержки. Потому что тот же самый Путин – в любой ипостаси – становится кандидатом надежд, кандидатом новых ожиданий. Ему придется самому обновляться. Это важная проблема в том смысле, что у него слишком длинный срок.
За шесть лет после 2018 года может произойти столько событий, столько неприятных или приятных вещей, что каждый год из этих шести лет будет очень тяжелым испытанием. В экономическом смысле, в психологическом, в политическом.
После 2018 года мы возвращаемся к делегитимации. Если правитель плохо правит, ощущение того, что он не очень легитимен, потому что не очень эффективен, начнет возникать даже внутри «пост-Крымского большинства». Оно будет требовать от этого правителя хотя бы возвращения к тому, что было в начале этого тысячелетия, в начале первого срока: большой экономический рост, расширение среднего класса, увеличение доходов.
В новой ситуации нужно будет раздавать свободу и прекращать коррупцию. Политической воли к этому пока нет.
Но это не совсем разговор о будущем, это – преддверие будущего. Будущее – это после 2024 года, а еще лучше – после 2030-го.
Андрей Колесников считает, что после 2018 года начнется «отделение общества от государства».
Государство делегитимизируется, оно не эффективно, оно все меньше и меньше начинает волновать общество. Люди начинают самоорганизовываться в структуры, которые будут совершенно неформальными. Государство этому препятствует (одним из таких препятствий стало введение закона об иностранных агентах). Но некоторые форматы самоорганизации на низовом уровне, тем не менее, работают. Пока эти процессы далеки от политики и больше занимаются конкретными бытовыми проблемами (например, застройкой на местах). Но постепенно этот процесс может стать более политическим, особенно если образуется вакуум объединяющего импульса после 2018 г.
Тем не менее, массовых политизированных протестов не будет – как раз потому, что нет консенсуса. В этом смысле власть совершенно напрасно боится российского «Майдана».
Мы меряем жизнь президентскими сроками – это такая условная единица, в них удобно мерить. И это будет иметь какое-то влияние на то, как люди начнут вести себя на тех же самых президентских выборах.
Отделение общества от государства, делегитимация неэффективного государства – все это будет, наверное, с содержанием периода после 2018 года.