В опубликованном Министерством финансов РФ проекте Основных направлений государственной бюджетной политики на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов было высказано предложение сократить количество бюджетных мест в вузах более чем на 100 тыс. каждый год приема, начиная с 2017. В прошлый четверг документ был в целом одобрен на заседании правительства.
Помимо предложенных Минфином изменений в пенсионной, медицинской и фармацевтической, культурно-спортивной, промышленной и сельскохозяйственной и других сферах, в проекте упоминается государственная программа «Развития образования на 2013-2020 годы». Согласно ее положениям, государство планирует реструктурировать сети вузов и их филиалов, «не выполняющих актуальные научные исследования и выпускники которых не востребованы на рынке труда». Благодаря подобным учебным заведениям, бюджетные средства будут «оптимизированы» между другими, более активными образовательными учреждениями. Кроме того, с 2017 года предлагается «сбалансированно снизить» количество принимаемых абитуриентов на бюджетные места. На каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в России, теперь будет предоставляться 750 мест - на 50 меньше установленных действующим законом. Такие меры министерство объясняет «изменением демографической ситуации».
Министерство также полагает, что сокращение числа бюджетных мест должно помочь им завершить формирование эффективной системы образовательных кредитов, а также больше мотивировать студентов к получению высшего образования.
Согласно демографическому прогнозу Росстата (его среднему варианту) до 2030 года, в 2017 году в России будет около 26 млн человек в возрасте от 17 до 30 лет. Если бы сокращение происходило в данный момент, число бюджетных мест в вузах могло бы сократиться на 131,4 тыс. с 2,1 млн. В 2020 году пришлось бы сокращать около 114 тыс. мест.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что на ведущих вузах это сокращение вряд ли отразится: ведь в первую очередь речь идёт о бюджетных местах в вузах с низким качеством приёма, а также в вузах, по специальностям которых отсутствует массовый рынок труда. Он называет предложение Минфина «логичным»: «Зачастую студенты, обучающиеся на бюджетных местах, не планируют связывать свою жизнь с получаемой специальностью и учатся «для корочки», то есть фактически государство вкладывает в них деньги без перспективы получения хоть какой-то отдачи, - полагает Кузьминов. - Студенты, которые учатся на платной основе, как правило, более ответственно относятся к получению образования, понимая, что они платят не за диплом, а за знания, которые позволят им достичь благополучия и карьерных вершин». Если часть бюджетных мест будет сокращена, и на эти места придут студенты, оплачивающие образование из собственных средств либо из полученного от государства образовательного кредита – это наверняка будет сильнее мотивировать учащихся и повысит уровень государственного образования, убежден эксперт.
По мнению директора Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяны Клячко, сокращение бюджетных мест ни на чем не отразится.
«Цифра в 750 мест задает нижний предел численности студентов вузов, обучающихся на бюджетной основе. В принципе выделяться может больше бюджетных мест, чем обусловлено этой цифрой, - объясняет она. – Сейчас нижняя граница определяется из расчета 800 человек на 10 тыс. населения в возрасте 17-30 лет. И при этой норме мы практически уже дошли до нижней планки».
Напомним, что в 2015 году Министерство образования и науки России установило контрольные цифры приема в 524,3 тыс. человек, чтобы сохранить законодательно заданный уровень доступности бюджетных мест. Это почти на 8% больше, чем в предыдущем году.
«Минфин пытается оправдать снижение бюджетных расходов на высшее образование и потому меняет закон –в этом году уже нельзя ничего поменять, контрольные цифры уже установлены – поэтому число мест хотят сократить с 2017 года, чтобы не делать этого очень резко», - говорит Татьяна Клячко.
Благодаря высвобожденным средствам Минфин теоретически сможет обеспечить выдачу банками больше образовательных кредитов (обеспечив по ним льготные ставки), но не факт, что общество захочет в массовом порядке их брать, полагает собеседница «Полит.ру». «Может быть абитуриенты пойдут в дешевые государственные или частные вузы, на заочное образование – в результате мы получим еще хуже подготовленных специалистов. У нас сейчас 46% учится очно, а 54% - на заочных и вечерних отделениях вузов», - поясняет Клячко.
Если экономическая ситуация в стране будет ухудшаться и дальше, то государству следовало бы действовать наоборот – принимать в высшие и средние профессиональные учебные учреждения больше молодежи. «Если в кризис не будет рабочих мест, то молодежь, болтающаяся по улицам, ухудшит криминогенную обстановку», - замечает эксперт. Татьяна Клячко считает проблемой не данное конкретное предложение, а действия вокруг системы образования в целом: «Я не верю, что можно построить эффективную образовательную систему, урезая ее финансирование по кусочкам», - говорит она.