будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Страна
Глазычев Вячеслав

Вячеслав Глазычев: В Москве может быть хоть 200 муниципалитетов

Вячеслав Глазычев: В Москве может быть хоть 200 муниципалитетов
glazychev
Вячеслав Глазычев

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы. Разговор, посвященный проблемам местного самоуправления, территориальности, развития самоорганизации граждан начал заведующий кафедрой управления территориальным развитием РАНХиГС при президенте РФ, профессор МАРХИ, эксперт по территориальному и городскому развитию Вячеслав Глазычев.

Если уж мне суждено начать, хотел бы сделать это в конструктивном залоге. Будучи приземленным реалистом, я вижу сегодня несколько возможностей. Даже в дурном сне нынешняя администрация Москвы, субъекта федерации, не хочет видеть этот ужас – «прямые выборы в 125 муниципалитетах». Пока это абсолютно за пределами мыслительных конструкций чиновников. За последние 15-20 лет городская исполнительная власть и приставленная к ней Московская городская дума (по сути, тоже исполнительная власть) вошла во вкус, полюбила эту замечательную ситуацию, и теперь любое изменение у неё надо буквально выцарапывать.

Но в то же время администрация – это я могу со всей ответственностью заявить, у меня недавно были консультации с одним из весомых вице-мэров – уже готова к некоторым шагам навстречу. Это неплохо. Чиновники готовы, например, к тому, чтобы передать новые полномочия муниципальным собраниям. Они у нас избирались довольно экзотическими способами: и голосованием одной десятой от численности жителей, и через аннулирование «неправильных» протоколов. Тем не менее, эти представительные органы есть.

Одно из существенных полномочий, которым чиновники в принципе готовы поделиться – это постановка районной управы под контроль муниципального собрания. То есть утверждение её бюджета (по факту сметы), его исполнения. Второе: есть готовность передать собраниям право самостоятельно принимать решения по некоторой части расходов. Это еще далеко от ситуации в США, где соседские комьюнити могут тратить на публичные нужды часть городского и регионального бюджета. Но это уже первый шаг. Его нужно воспринять максимально позитивно.

Следующий горизонт – это то, что успешно развивалось в конце 1980-х годов: ТОСовская модель [ТОС – территориальное местное самоуправление]. Там принцип использования небольших по объему средств гораздо более эффективен, поскольку конкретен. Это может быть сооружение скамейки в сквере, оборудование детской площадки, строительство забора, организация выставки кактусов и т.д. В европейских мегаполисах такого нет. Подобные вещи были в столицах только в драматические периоды их существования – скажем, в Берлине в эпоху Стены. Там никто не хотел жить – постреливают, мины взрываются, но жителям разрешили устраивать там кондоминиумы, грошовые магазины, детские сады. Власти это поощряли, поддерживали. Когда ситуация стабилизировалась, это все рассосалось, и осталась бюрократическая система. Берлин или Париж могут обойтись, но нам деятельность на уровне местных сообществ нужна – иначе люди не поверят, что у нас вообще что-то может быть всерьез.

Третий горизонт – муниципалитеты. В результате расширения территории столицы в ее границах оказались муниципалитеты, включая известный и развитый Троицк, ещё ряд других муниципальных образований. Сам факт их наличия порождает интересную правовую коллизию, которую нужно использовать как предлог для серьезного разговора о статусе муниципалитета внутри субъекта федерации, города федерального значения. Это чрезвычайно интересная возможность, не использовать её грешно. И в рамках подготовки концепции развития Москвы мы этот вопрос будем обсуждать. Понятно, что рассчитывать в этом плане на чрезвычайную эффективность было бы неосторожно. Но стоит замахнуться на большее, чтобы получить хоть что-то.

Не вижу никаких оснований отрицать, что в Москве может быть хоть 200 муниципалитетов. В Лондоне число муниципалитетов сокращено, но все равно измеряется десятками. Там есть Большой Лондон, в него входит много десятков муниципалитетов разного калибра. Никакой трагедии не происходит, всем удается договариваться. Это, конечно, не очень по-нашему, мы договариваться не умеем.

В Болонье было 120 (или 224) коммуны, которые заключили единый договор. В дурном сне пока не могу представить у нас договор между 200 прямыми соседями. Это сложно. Но движение к этому вполне возможно. Выйти из этой коллизии можно, только если мы признаем агломерацию как реальность, а внутри нее будем выстраивать договорные отношения со счетным числом субъектов. Районов и городов вокруг Москвы счетное число – не сотни. Они укрупнились и, как в айкидо, нужно использовать произведенное укрупнение во благо. Это сложная операция, но надо будет ее описать и вынудить чиновников на неё реагировать, обсуждать ее. Это уже будет существенным шагом к цивилизованности.

Глазычев Вячеслав
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).