Пятничное заявление Рэма Вяхирева о скорой реструктуризации "Газпрома", приведшее к падению рынка акций и вызвавшее целый ряд газетных статей, продолжает оставаться политэкономической загадкой.
Как известно, Вяхирев в своей традиционной простовато-двусмысленной манере заявил, что "Газпром" будет поделен на "тех, кто делает деньги, и тех, кто им помогает". Субботний "Коммерсантъ" однозначно трактовал это как план разделения компании на структуру, которая добывает газ и экспортирует его, с одной стороны, и затратную структуру, обслуживающую малорентабельные сферы деятельности газового монополиста. Первой займется сам Вяхирев, вторую он якобы намерен отдать государству и своему давнему неприятелю министру Калюжному. Сегодняшнее "Время МН" трактует заявление Вяхирева, как, скорее, информационный, политический ход в борьбе со своими критиками в правительстве и международных финансовых организациях. А источник газеты "в ближайшем окружении Путина" охарактеризовал его и вовсе как провокацию.
Большинство лиц и организаций, к которым "Полит.Ру" сегодня обратился за разъяснениями, предпочли уклониться от ответа, что также свидетельствует в пользу версии о чисто политической подоплеке заявления. А те, что отвечали, делали это на условиях анонимности. Так, источник в самом "Газпроме" фактически признал, что никакого проекта реструктуризации, в сущности, нет - "в реальном виде он не существует, есть "только план". "Вяхирев говорит о том, что "Газпром" будет разделен на две части - добывающую и сервисную," - резюмировал источник, однако затруднился определить, к которой из них будет отнесена культовая "экспортная труба".Определенная отстраненность (чтобы не сказать большего) чувствовалась и в комментарии Минтопэнерго: "С нами никто ничего не согласовывал, - сказал руководитель пресс-службы министерства Юрий Ноготков. - На самом деле есть закон "о газоснабжении", который был принят год назад по инициативе "Газпрома", в котором говорится, что единая система газоснабжения может быть разделена только на основе федерального закона. Так что любая реорганизация "Газпрома" должна проходить через Думу. Год назад, отметил другой источник в министерстве, Вяхирев не хотел делиться и провел удобный для себя закон, а теперь он решил все нужное оставить себе, а ненужное отдать. "Я думаю, он горячится."
Наконец, наиболее радикален был еще один источник, близкий к премьер-министру, исполняющему ныне известно какие обязанности, прямо заявивший, что инициатива Вяхирева ни с кем не согласована. Вяхирев "пытается вписать свою компанию в программу Мирового банка, но хочет "передернуть карту", они требуют отдать трубы, а он соглашается отдать все, кроме экспортной". Источник отметил, что положение компании не самое лучшее, как и самого Вяхирева, который, по его мнению, не слишком эффективно управлял компанией и может лишиться постов в обоих подразделениях, если раздел "Газпрома" все-таки произойдет, что, впрочем, представляется на данный момент маловероятным.