будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы выборы губернаторов Выборы в Госдуму 2021
Май 19, 2025
Страна

Выборы-21: меньше партий и ротация губернаторов

Выборы-21: меньше партий и ротация губернаторов
210039_3875x2778_347_365b952b54de3af6c768a7d9b933e2c5

Эксперты движения в защиту прав избирателей «Голос» и фонда «Либеральная миссия» проанализировали политико-правовые особенности предстоящих региональных и местных выборов. Выводы интересные: департизация выборов становится все более явной, а ротация губернаторов возвращается к пиковым показателям 2017-2019 годов.

Тренд на нормативное снижение роли и значения политических партий

Авторы доклада отмечают, что на 19 сентября 2021 года назначены 4370 кампаний выборов и референдумов. Среди них: выборы депутатов Госдумы, девять выборов губернаторов населением (еще в трех регионах новые главы избираются депутатами), 39 основных выборов региональных парламентов, а также 11 выборов представительных органов региональных центров. 

Кроме выборов, которые будут проходить в региональных центрах, должны состояться голосования для избрания глав 571 муниципального образования (среди них почти нет глав городских округов), а также основные выборы представительных органов 2430 муниципальных образований. 

По закону срок региональных выборов должен быть назначен за 90–100 дней до дня голосования, то есть с 10 по 20 июня. Однако 19 и 20 июня — выходные дни. Соответственно, в эти даты региональные парламенты не работали. 

Из 48 кампаний в 19 выборы были запланированы на четверг 17 июня, а в 13 — на пятницу 18 июня. Получается, что две трети выборов были назначены в два последних дня, не считая выходных. 

Муниципальные выборы назначаться за 80–90 дней до дня голосования, то есть с 20 по 30 июня. Авторы доклада отмечают, что из 11 выборов представительных органов региональных центров пять были назначены 21–23 июня, три — в пятницу 25 июня, одни — в понедельник 28 июня и два — в последний день, 30 июня.

Но важнее обратить внимание не на дату принятия решения о проведении голосования, а на дату публикации этого решения, отмечают авторы доклада. Ведь именно в этот момент официально стартует избирательная кампания. В докладе говорится, что в шести случаях это решение появилось в тот же день, в 23 случаях — на следующий день (что вполне нормально) и еще в десяти случаях — через день (можно воспринимать как искусственное затягивание). 

Однако в семи случаях решение обнародовали на третий день, в восьми — на четвертый и в пяти — на пятый. Все это говорит о том, что цель властей — искусственно затянуть начало избирательной кампании, уверены эксперты. Затягивание формального назначения выборов направлено против партий и кандидатов. Особенно это вредит тем из них, которые собирают подписи. Ведь у них каждый день на счету. 

Участвовать в выборах партиям и кандидатам (особенно от оппозиции) мешает то, что органы власти начинают менять законы незадолго до начала избирательной кампании. По данным авторов доклада, из 59 кампаний в 50 (85%) окончательную редакцию закона приняли менее чем за 30 дней до начала кампании.

«Продолжается департизация выборов. […] Одновременно продолжается тенденция по сокращению депутатского корпуса. В пяти регионах заметно сокращено число депутатов региональных парламентов. Сокращение доли пропорциональной составляющей приводит к усилению диспропорций в партийном представительстве, обычно в пользу партии-лидера, а сокращение числа депутатов снижает уровень представительности регионального парламента», — делают вывод авторы доклада. 

Ротация губернаторов в 2021 году возвращается к пиковым показателям 2017-2019 годов

Авторы доклада пришли к выводу, что сменяемость глав регионов в 2021 году возвращается к пиковым показателям 2017-2019 годов. В этот период наблюдалось наибольшее количество назначений губернаторов-технократов. Обновление уже достигло 67%, хотя выборы пройдут лишь осенью 2021 года. В 2019 году на этапе назначения выборов обновление охватывало 79%, в 2018 году — 73% регионов. В частности, еще до выборов сменились главы Хабаровского края, Белгородской области, Пензенской области, Дагестана и Мордовии. 

К тому же, федеральный центр, не дожидаясь выборов, с конца 2020 до апреля 2021 года, досрочно произвел три назначения. Во всех этих случаях выборы 19 сентября 2021 года и так были плановыми, хотя по Тыве формально назначены как «досрочные». 

  • 7 апреля 2021 врио главы Тувы стал Владислав Ховалыг. До того, с 9 ноября 2018 года он был генеральным директором компании «Тываэнергосбыт»;
  • 8 апреля 2021 врио губернатора Ульяновской области встал Алексей Русских — ранее представлявший губернатора Московской области в Совете Федерации;
  • 9 апреля 2021 года пост врио главы Северной Осетии занял Сергей Меняйло. Ранее он был полпредом президента в Сибирском федеральном округе (28 июля 2016 года — 9 апреля 2021 года). 

До начала избирательной кампании остаются на своих должностях главы Карачаево-Черкесии (Рашид Темрезов), Чечни (Рамзан Кадыров), Тверской области (Игорь Руденя) и Тульской области (Алексей Дюмин).

«Таким образом, продолжается тенденция высокой сменяемости глав регионов, но не в результате выборов, а чисто административным путем. При этом сохраняется тренд на назначение губернаторами политиков и чиновников, ранее не имевших непосредственного отношения к регионам, которыми их поставили руководить (в шести из восьми регионов, где назначены новые временно исполняющие обязанности, ими стали фактические "варяги"», — заключают авторы доклада. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).