будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
регионы выборы губернаторов
Ноябрь 15, 2025
Страна
Петров Николай

Выборы губернаторов. Кандидаты и видимость

Выборы губернаторов. Кандидаты и видимость
800-600_WhXncFg
Голосование на выборах. Источник: АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

Реальный конкурс на губернаторских выборах в России в тех регионах, где предстоят выборы осенью 208 года, очень мал, хотя в среднем в бюллетенях ожидается по четыре фамилии, пишет газета «Коммерсантъ». 

Издание подчеркивает, что даже выдвиженец от КПРФ, достаточно известный журналист Максим Шевченко, не был зарегистрирован в качестве кандидата в губернаторы Владимирской области, так как не сумел пройти муниципальный фильтр. Утверждается, что часть подписей, которые были собраны в его поддержку, оказались недействительны, так как те же муниципальные депутаты отдали свои голоса (по официальной версии, ранее) за других выдвиженцев.

 
Максим Шевченко. Член КПРФ / kprf.ru

О том, что представляют собой кандидаты, которых власть не хотела бы видеть во главе субъектов РФ, и о том, почему можно считать, что конкурс на выборах губернаторов невелик, с «Полит.ру» поговорил Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ).

 
Николай Петров

«Все эти кандидаты — абсолютный фейк. И даже Коммунистическая партия на федеральном уровне очень вроде бы лояльна по отношению Кремлю и не выставила кандидатов в нескольких регионах, а также не дала своему сильному кандидату в Новосибирской области участвовать в выборах. Она делает то, что Кремль ее просит делает, взамен получая какие-то мелкие услуги вроде поста Орловского губернатора и так далее. Даже она не может зарегистрировать некоторых своих кандидатов! А это ведь самая большая в смысле обилия муниципальных депутатов политическая сила.

То есть муниципальный фильтр отсекает абсолютно всех кандидатов, которых не хочет видеть Кремль или местный губернатор. А поскольку значительная часть местных губернаторов — это слабо известные в регионе политики, то, естественно, они не хотят видеть никого из мало-мальски серьезных и содержательных конкурентов. В этом смысле нынешние выборы ничем не отличаются от предыдущих, хотя были ожидания, что после выборов президента что-то в этом отношении может измениться.

Да, был 2013 год, когда выборы прошли относительно конкурентно. Они проходили по новой схеме, но были конкурентными не потому, что муниципальный фильтр не работал, а потому, что и Кремль, и региональные руководители были заинтересованы в максимальной легитимности, а значит, реальной конкурентности этих выборов. Это были выборы с Навальным в Москве, Ройзманом в Екатеринбурге и так далее. Но начиная с 2014 года на региональных выборах практически никогда не было серьезных соперников действующим губернаторам, и вопрос решался, как у Шварца: "Либо купить, либо убить".

 
Е.Ройзман / mskagency.ru

То есть человеку предлагалось какое-то место в Совете Федерации, и на этом он уходил с выборов, снимая либо не регистрируя свою кандидатуру; либо на него искали компромат; либо его просто не регистрировали. И сегодня мы видим действие муниципального фильтра, который много раз критиковался (и Центризбирком даже что-то говорил по этому поводу) в полном объеме, когда отметены абсолютно все более или менее серьезные кандидаты даже в тех регионах, в которых можно было бы ожидать реальной конкуренции.

Вот, к примеру, в Новосибирске назначают губернатором абсолютно неизвестного там человека, бывшего мэра Вологды, и это рождает серьезное недовольство у всех местных политических элит. В этой ситуации любой местный кандидат мог бы возглавить сопротивление этому неизвестному "варягу". Однако таких кандидатов нет, а те, что регистрируются, играют роль спарринг-партнеров. И не важно, сколько их там — три, шесть или двадцать шесть, это не те кандидаты, которые ведут к повышению конкурентности выборов.

Простейшим индикатором в этой ситуации является так называемое "эффективное число кандидатов". Оно не просто фиксирует количество кандидатов, а еще и как распределяются голоса. Если главный кандидат — малоизвестный в регионе полгода назад губернатор — получает 80% с лишним голосов, то это значит, что конкуренции на выборах не было. Вот такой и будет картинка на нынешних региональных губернаторских выборах.

Что касается выборов в Законодательные собрания, там ситуация иная. И негативный фон, который сегодня складывается в результате пенсионной реформы в отношении к власти вообще и "Единой России" в частности, безусловно, отразится на результатах выборов в ЗС.

 
Подготовка списков кандидатов от «Единой России» / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Если бы три-четыре кандидата, которые попадутся бюллетень на выборах губернаторов, были реальными, то это было бы абсолютно нормально. Но дело же не в количестве кандидатов, а в их качестве. А Кремль сегодня боится даже одного неуправляемого конкурента. Боится по двум причинам: во-первых, есть острый вопрос с пенсионной реформой, и стоит задача, чтобы на выборах этот вопрос не возникал, не муссировался. Потому что любой кандидат, который сумеет оседлать эту повестку, сможет выбить из седла любого, даже не самого слабого кремлевского кандидата.

А во-вторых, недовольство граждан сегодня таково, что они могут проголосовать против кандидата власти даже в пользу мало им известного, но по какой-то причине менее негативно воспринимаемого кандидата. Как это было, например, на выборах в Иркутской области несколько раз. В этом смысле даже слабый кандидат, если он не фейковый, не тот, который предложит в конце концов голосовать за замечательного губернатора или который не будет вообще никак себя вести во время предвыборной кампании и окажется абсолютно незаметен, может сконцентрировать протест на голоса и выбить из седла кандидата от власти», — сказал Николай Петров.

Петров Николай
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).