Выборы мэра Астрахани представляют собой занятный кейс. Многодневная голодовка проигравшего кандидата показала: власть не пересматривает итогов выборов, даже когда манипуляции очевидны, а никакого риска от признания этого не существует.
Что можно сделать, когда Вас — по Вашему представлению — обманули на выборах? Похоже, что проще «сливать воду и тушить свет». Более трех недель голодает проигравший, по данным избиркома, на выборах мэра Астрахани Олег Шеин. По мнению бывшего кандидата, выборы сопровождались масштабными фальсификациями. В качестве подтверждения Шеин приводит несколько соображений. Скажем, он обошел кандидата от власти на всех участках, где были установлены электронные урны. А там, где бюллетени считали вручную, почти повсеместно ему уступил. Само по себе никаким доказательством фальсификации не является, но задуматься заставляет.
И считали, по словам Шеина, кое-как, с многочисленными нарушениями, по крайне мере с процедурными. А в ответ на резонное требование к избиркому предоставить видео с веб-камер ответом оппозиционному кандидату долгое время было молчание. Пришлось идти на крайние меры и лишить себя еды.
За время голодовки Шеин добился активной реакции «Справедливой России», членом которой является, внимания к голодовке со стороны федерального центра и столичных СМИ. А накануне в Астрахань высадился целый столичный десант из журналистов и общественников. В Москве в поддержку Шеина выступил и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, акцию которого прервала полиция.
В самой Астрахани вдруг объявились «противники голодовки», требующие «прекратить позорить Астрахань». У них даже вышла потасовка со сторонниками Шеина. В общем — граду и миру был продемонстрирован практически шекспировский накал страстей.
Тема с «украденной на выборах победой» внезапно попала (что с выборами мэров случается далеко не всегда) в федеральную политическую повестку. Однако все это не дает Шеину никаких оснований для оптимизма.
Прокурорская проверка зафиксировала ряд нарушений на выборах, но пришла к выводу, что на результаты выборов в целом нарушения не повлияли. Федеральные единороссы тоже единодушны — а на ситуацию в Астрахани они реагируют довольно активно — никаких массовых фальсификаций не было. На легитимности нового мэра Михаила Столярова настаивает и губернатор области Александр Жилкин. А Навальному, будто тот чумной, рекомендует убраться с астраханской земли.
Все это было бы частным кейсом, если бы не повторялось повсеместно: однажды достигнув спорной и даже очевидно нечестной победы на выборах, власти никогда не идут на попятную и готовы признать лишь «отдельные перегибы на местах». И добиваться абстрактной справедливости в таком случае бесполезно почти всегда. Можно только получить отступные, но надеяться на признание коварства властей невероятно.
На выборах в Мосгордуму в 2009 году лидер «Яблока» Сергей Митрохин с удивлением обнаружил, что на его собственном участке, где он голосовал с семьей, за «Яблоко» не было подано ни единого голоса. Вкупе с иными — весьма многочисленными — сигналами о нарушениях, почти «чеченским» результатом за единороссов и демаршем оппозиционных фракций в Госдуме казалось, что абсурдные результаты выборов утверждать не стоило бы. Но нет — состав Мосгордумы, в которой у ЕР 32 кресла из 35, работает до сих пор. А большой либерализатор президент Дмитрий Медведев тогда лишь попенял главе ЦИКа на «отдельные шероховатости». Возможно, с точки зрения Медведева, «шероховатостью» как раз являлось то обстоятельство, что на участке Митрохина пережали и вообще ничего не посчитали «Яблоку» (см. Центральная комиссия по шероховатостям).
Через два года власти, пойдя на «отдельные», но довольно массовые «шероховатости» при подсчете голосов в столице получили многотысячные протесты. Как поверить объявленным ЦИК результатам, если результат ЕР порайонно отличается в разы, а на отдельных участках результат «партии власти» вчетверо больше, по сравнению с условно соседними. Да и как поверить в общегородской результат единороссов, когда вокруг никакой их базы поддержки не замечаешь, в виду, как кажется, полного отсутствия этой поддержки.
И опять то же самое: абсурдные результаты, в которые никто в здравом уме не верит, власти не в силах пересчитать голоса даже по отдельно взятой Москве, не говоря о том, чтобы отменить выборы. Вместо этого говорится про «самые демократичные выборы» за всю современную историю, а многочисленные сообщения о подлогах и даже документальные свидетельства объявляются ничтожными.
Фактически власть в России мыслит «по-ленински» (в духе «удержат большевики власть?»): если есть возможность взять власть — надо брать, а взяв всячески стараться удерживать ее до последнего. А если кто-то недоволен, протестует или голодает — надо обозвать его лицемером, обвинить во всех тяжких, попытаться поссорить со сторонниками. Но ни в коем случае не отдавать власть, даже если на его стороне закон и даже здравый смысл. Надо посылать противника в суд, который, к счастью, пока никакого отношения к закону не имеет.