Все меньше и меньше регионов способны поддерживать социальные расходы на прежнем уровне, а многие вынуждены их даже снижать. При этом 20 субъектов Российской Федерации фактически являются банкротами — спасает их от этого позорного звания только политическая недопустимость такого шага.
Проблеме региональных бюджетов посвящена одна из заглавных статей во вторничном выпуске «Ведомостей», которая построена на данных экспертов Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Основная часть бедствий связана с тем, что в последние годы социальные расходы растут опережающими темпами, при том что центр постепенно перекладывает их на плечи регионов.
За пять лет, 2009-2014 гг, номинальные расходы бюджетов всех уровней выросли на 43%, а финансирование по социальным статьям выросло почти вдвое больше, их доля в расходах консолидированного бюджета увеличилась с 49 до 62%. Это при том, что федеральный бюджет вовсе сокращает собственные социальные расходы: так что если еще в 2012 году на долю регионов приходилось 45% всей «социалки», то в 2014 году доля выросла до 51%.
Только самые богатые регионы могут себе позволить тратить на социальное обеспечение граждан менее половины бюджета — это Москва, Сахалинская и Тюменская область и т. д. В дотационных регионах, например кавказских республиках, доля социальных расходов достигает 70%.
В результате целых 20 регионов России, то есть почти четверть, фактически находятся в состоянии дефолта. В этой группе находятся регионы с пониженной бюджетной обеспеченностью (душевые расходы бюджета у них ниже средних по России, по крайней мере в 1,5 раза), высоким или сверхвысоким долгом (минимум вдвое выше средних 33,5% от доходов) и, как правило, высоким дефицитом. К этим регионам относятся Удмуртия и Амурская область с дефицитом бюджета более 20% при долге свыше 80%, Костромская, Смоленская области, Мордовия с долгом более 100% доходов и Чукотка с долгом в 125%.
В результате бюджетного кризиса региональные администрации вынуждены не только наращивать долг и дефицит, но и сокращать расходы на поддержку и развитие экономики, на инвестиции в ЖКХ. В 2014 году «под нож» были пущены уже социальные статьи бюджетов, ради которых, казалось бы, все и затевалось. Девять регионов сократили расходы на образование, восемь — на социальную политику, два — на здравоохранение. Дело в том, что сокращать издержки по «несоциальным» статьям уже невозможно.
Правительство, как кажется, прислушивается к проблемам регионов: принято решение приостановить исполнение «майских указов», но активно помогать центр не готов. Бюджет перераспределяется в пользу стратегически важных направлений, таких как Крым, дальний Восток и Северный Кавказ, остальные регионы получают все меньше и меньше.
Все участники процесса, однако, понимают: рефинансирование долгов федеральным правительством и приостановка действия майских указов лишь отодвигает региональные бюджеты от бездны, фундаментально проблема в современных политических условиях не решается.
На этом фоне желание губернаторов пройти перевыборы побыстрее выглядит вполне резонным. Пока на 13 сентября намечены выборы в 20 регионах. В 10 областях и республиках голосование пройдет планово, в четырех с связи с кадровыми перестановками или отставкой предыдущих руководителей, в шести — досрочно «просто так», в связи с просьбой действующего губернатора.
Среди «досрочников» есть и вполне богатые и успешные регионы, как, например, Ленинградская и Иркутская области. В середине мая к ним добавились Омская область, а также одни из самых регионов: Костромская и Смоленская области, они как раз упоминаются как регионы, которые de facto находятся в состоянии дефолта.
Действительно, эти два региона во всевозможных рейтингах занимают самые неприятные позиции.
На начало года государственный долг Костромской области составлял 121,1% от всех налоговых и неналоговых доходов 2014 года. Еще год назад это отношение было более приемлемым, 96,1%. аналогичные показатели Смоленской области также неутешительны 115,6% и 97,3% соответственно.
Это означает, что если администрации этих регионов поставят перед собой цель срочно расплатиться с долгами, то более года они должны будут все свои доходы направлять держателям облигаций, банкам и федеральному министерству финансов. В принципе, такая долговая нагрузка не является чем-то ужасным, если экономика растет, а долг постепенно выплачивается — но происходит, как видно, примерно обратный процесс.
Семьям, которые в этих двух областях заводят детей, можно выдавать медаль сразу после выписки из роддома. По подсчетам экспертов, в семье с двумя детьми в среднем после оплаты всех обязательных расходов в Смоленской области остается всего 9,4 тысячи рублей, в Костромской — немногим более 10 тысяч. Если детей в семье оказалось трое, то денег остается еще меньше: 2 и 3,4 тысячи соответственно.
На этом фоне губернаторы уверены, что им проще провести избирательную кампанию в ближайшем сентябре, а не в 2017 году, когда истекали сроки Алексея Островского и Сергея Ситникова, глав Смоленской и Костромской областей.
Для жителей этих областей это может означать две новости. Хорошую: в ближайшие месяцы катастрофы не произойдет; и плохую: в ближайшие годы может произойти все что угодно, именно поэтому действующие губернаторы спешат обзавестись статусом «всенародно избранных».