Четыре оппозиционные партии — КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и Партия роста — выдвинули своих кандидатов на пост губернатора Московской области. Ранее в качестве кандидата выдвинулся действующий губернатор области Андрей Воробьев. По оценке опрошенных СМИ аналитиков кампания для Воробьева будет несложной.
Кандидатом от ЛДПР стал депутат Московской областной Думы Кирилл Жигарев; от «Справедливой России» был выдвинут подмосковный депутат Игорь Чистюхин. Партия роста в качестве кандидата выдвинула бывшего депутата Государственной Думы Бориса Надеждина, довольно известного в России политика.
Неожиданная фигура была выдвинута коммунистами: многие полагали, что на роль кандидата от партии больше всех подходит Павел Грудинин, директор совхоза имени Ленина, участвовавший в президентских выборах в марте 2018 года от КПРФ и занявший на них второе место. Однако КПРФ остановилась на заместителе председателя Московской областной Думы Константине Черемисове.
Опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты полагают, что кампания для Воробьева не окажется сложной.
Побеседовать с «Полит.ру» о ситуации и ее возможном развитии согласился Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы». По его мнению, кандидаты от четырех оппозиционных партий по сути не являются конкурентами нынешнему главе Московской области Андрею Воробьеву. В то же время нет оснований считать, что борьбы вообще не будет.
«Статус кандидата от КПРФ более чем достаточен — зампредседателя областной Думы. Это означает, что КПРФ не просто отбывает повинность на выборах, а претендует как минимум на второе место. Думаю, что первое место может занять столько сам Воробьев, потому что главный конкурент для Андрея Юрьевича — это сам Андрей Юрьевич. И, полагаю, он не снимется с выборов.
Мне представляется, что исход этих выборов предсказуем и носит в достаточной степени референдумный характер. То есть это, фактически, будет референдум в поддержку того, чтобы Воробьев оставался на посту губернатора области, завершая начатое.
Что касается Грудинина, который не стал выдвигать свою кандидатуру на выборах, то, видимо, он оценил свои шансы и просчитал риски — и пришел к выводу, что выдвигаться не стоит. Он мог бы выдвигаться, с учетом тех проблем, которые у него могут быть по ходу или по окончанию выборной кампании, а также с учетом проблем, которые возникли по ходу и после предыдущей выборной кампании, только если бы мог быть уверен в своей победе. Полагаю, что актуальная социология покажет: такой уверенности у него быть точно не может. В особенности с учетом всех результатов, который он показал в своем собственном совхозе и в районе, где он является одним из лидеров общественного мнения.
В принципе, бороться за второе место ему по понятным причинам неинтересно, а первое место никто ему на блюдечке не преподнес бы. К тому же риски связаны, наверное, в том числе с ведением бизнеса. Потому что верно одно из двух: либо ты занимаешься политикой, бросив все и уйдя в нее с головой, либо занимаешься бизнесом. А Грудинин, конечно, в большей степени бизнесмен, чем политик.
И еще. У него, наверное, было представление о том, как будет выглядеть президентская кампания — и, возможно, в качестве награды он ждал, что Московскую область преподнесут ему на блюдечке. А этого не произошло, и к серьезной борьбе он оказался не готов. Но это не означает, что коммунисты в Московской области сдают позиции. Я полагаю, что на второе место они могут претендовать.
Из остальных кандидатов я бы выделил Бориса Надеждина как наиболее известного политика. У него, конечно, есть свои ограничения. Ну, посмотрим, сколько голосов он наберет. Прочих кандидатов широкая публика не знает, и я думаю, что шансы их даже на то, чтобы занять третье место, весьма невелики.
На второе место может претендовать Надеждин — если, конечно, у Партии роста будут какие-то ресурсы. Просто партия должна понять: с учетом того, как печально закончились для части партий выборы в Госдуму, а затем фактически последовал провал Титова на выборах президента (при том, что Титов, наверное, с собой доволен, так как свою задачу выполнил; а вот если партия пытается жить дальше, а вот если то ей нужен хотя бы один политик, который мог бы добиться успеха, что-то показать), ей остро нужна какая-то история успеха.
Вообще если Надеждин получит больше 5% голосов, то я бы назвал это успехом. Если бы он получил 7%, это был бы большой успех, а если 10% — то успех просто огромный. Возможно ли для него 10% голосов в принципе в нынешней ситуации? Начнем с того, что далеко не все в Московской области хотят голосовать за Воробьева. У того достаточно высокий и устойчивый рейтинг, но понятно, что на фоне событий, связанных со свалками, есть и недовольство. Урон эти события нанесли.
Возникает вопрос: куда идут голоса тех, кто не хочет голосовать за Воробьева или хочет голосовать в знак протеста? А в Московской области есть районы, где такие настроения сильны — например, Серпуховской район. Интересно будет увидеть, за коммуниста Черемисова или за Надеждина они будут голосовать.
Хотя я думаю, что Воробьев победит во всех районах. Да, полагаю, во всех районах области он будет первым», — сказал Константин Калачев.