будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума выборы
Июль 4, 2025
Страна
Измайлов Василий

«Выборы показали переходный характер сложившейся политической системы»

«Выборы показали переходный характер сложившейся политической системы»
210080_1000x665_347_1f3d1724411cbfbae5553f2a29ec2cd3
Избиратели перед информационным стендом. Москва. 18 сентября 2016 года. Источник: Сергей Киселев / АГН "Москва"

 В России прошли выборы в Государственную Думу. Они состоялись 18 сентября, в третье воскресенье месяца. Одновременно с выборами в парламент прошли выборы глав семи регионов, заксобраний в 38 регионах и ряд муниципальных выборов.

Напомним, ранее выборы в Госдуму проводились в декабре. Однако в ноябре 2015 года избирательное законодательство было изменено, и в год парламентских выборов их сроки стало можно совместить с единым днем голосования, выпадающим в этом случае на третье воскресенье сентября.

К особенностям думской кампании 2016 года относится и возвращение к смешанной пропорционально-мажоритарной системы, при которой половина депутатского корпуса избирается по одномандатным округам, а вторая половина – по итогам голосования за партийные списки. Этот принцип формирования парламента использовался в России в 1993-2003 годов. 

По предварительным данным ЦИК и exit-polls, в Думу проходят четыре партии, входившие в Думу предыдущего созыва: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Это соответствует прогнозам политологов.

В то же время, по мнению политологов, выборы показали, что сложившаяся в стране политическая система носит переходный характер. Такой вывод из завершившейся думской кампании сделал аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов.

«Как прогнозировали многие, в том числе и я, никаких неожиданностей не состоялось. Сейчас скоро будет два часа по московскому времени, и есть несколько вопросов, из которых важен только один: сколько процентов наберет «Яблоко». Удивительно, что этот вопрос встал, поскольку неожиданностей не состоялось. Связано это с тем, что по данным трех exit-poll – ФОМа, ВЦИОМа и «Давыдов Индекс» – «Яблоко» получило разные проценты. И это потенциально чревато некоторым социальным напряжением. Размер этого напряжения не стоит переоценивать, но и недооценивать тоже не стоит.

 
Регистрация избирателей в единый день голосования. Москва, 18 сентября 2016. Фото: Полит.ру

Самый главный урок, который, как мне кажется, еще не отрефлексирован, но который рано или поздно отрефлексирован будет, – это то, что выборы показали совершенно переходный характер той политической системы, которая у нас сложилась. Сложилась не в отношении того или иного лица, а именно как сочетание системных векторов.

Что я имею в виду? Я не обладаю, к сожалению, на сегодня полнотой информации, но отдельные цифры, которые доходят сейчас до аналитиков, заставляют говорить вот о чем. Кампания 2011 года была очень нетехнологичной кампанией, и ею руководили люди, которые были очень серьезно не в рынке. Можно говорить сколько угодно про внутреннее напряжение, про системный кризис, про систему, которая не выдерживала той конфигурации, которая была сложена в 2008 году, – про все это можно говорить, но недооценивать нельзя вот чего: того, что люди, которые отвечали за кампанию, находились в плену каких-то своих довольно архаичных и неэффективных представлений о том, как технологически кампанию устраивать.

Сказать, что сейчас все волшебным образом поменялось, я бы не мог. Но поменялось многое. И более того, как мне кажется, мы столкнулись с тем, что существуют регионы и технологическое сопровождение кампаний в регионах, которые понимают, что такое современная политическая система, что такое избиратель и как с ним работать (именно работать, это очень важно). И существуют регионы, руководители которых не понимают этого вообще.

Наиболее наглядный пример, на мой взгляд, сложился в Северо-Западном федеральном округе, где есть два таких региона, один из которых называется город Санкт-Петербург, а другой называется Ленинградская область. Если посмотреть на электоральный результат, что складывается впечатление, что эти два региона расположены как минимум в разных частях нашей страны. Потому что «Единая Россия» в Санкт-Перебурге получает 38-39%, а в Ленинградской области – 62-64%. И поверьте, это не связано с тем, что в Ленинградской области живут ограниченные селяне, которым можно втолковать, за кого им отдать своей голос. И это не связано с тем, что Ленинградская область нашпигована военными гарнизонами, которые ходят строем и четко голосуют за тех людей и те партии, за которые им приказали.

Нет, это говорит о другом: о том, что политическая система Ленинградской области выстроена эффективно и современно. И она в состоянии ответить на актуальные вызовы и дать результат, что нужен людям, которые этой кампанией руководят в содержательном и технологическом плане. Чего не скажешь про город Санкт-Петербург.

 
На избирательном участке в Ленинградской области 18 сентября 2016. Фото: ЕР

Точно так же я могу говорить о результате в некоторых крупных городах, руководство которых, технологические команды, работающие в которых, так и не решили, что с ними делать. Поскольку они умели работать на уменьшение явки и приводить своих, что давало им всегда гарантированный результат на выборах более низкого уровня, и не знали, как работать на федеральных выборах. Это привело к тому, к чему привело – к очень низкой явке. Я только что отошел от телевизора, где господин Делягин с умным видом говорит о том, что основой результат этих выборов состоит в том, что огромный процент избирателей проигнорировал свое волеизъявление – а этом, мол, говорит о глубоком кризисе политической системы.

На мой взгляд, это совсем не так – отчасти в силу того, о чем я уже сказал. А отчасти, повторю, в силу того, что у хорошего специалиста все работает. Все. И я лично знаю многих людей, которые могли бы добиться результата почти везде. Я не буду называть регион, который знаю очень хорошо, но могу сказать, что разница в результатах 2011 года и результатах нынешних при достаточно слабом административном менеджменте (который был как тогда, так и сейчас) велика. Смена технологических команд дала партии власти прирост почти в два раза. И это, поверьте, честные два раза, я знаю, о чем говорю.

Тут много можно было бы рассуждать, но время позднее, да много говорить малоинтересно. Хочу сказать лишь вот еще о чем (и не думаю, что, кроме нас, вы еще сможете это прочитать в ближайшее время). Есть такая партия – «Справедливая Россия». И в связи с ней была придумана такая красивая формула: «Справедливая Россия – партия второго выбора!» Что это означало? Это означало, что человек приходил на избирательный участок, не понимал, за кого ему голосовать. За «Единую Россию» он голосовать не мог, за коммунистов – не хотел, а демократические списки ему претили, и он выбирал наименьшее зло. То есть партию «СР», что позволило ей в тот раз набрать до 10% голосов.

Обратите внимание, что происходит сейчас. Кто у нас становится «партией второго выбора»? «Партией второго выбора» у нас становится ЛДПР. В этом отношении мы возвращается в ту реальность, которая имело место в 1990-х годах. И это как раз очень тревожный симптом – что партией второго выбора у нас оказываются абсолютные радикалы. Я не знаю, насколько это свидетельствует о кризисе политической системы или чем-то еще – я вижу этот факт, и этот факт, как мне кажется, достоин того, чтобы его исследовать. И того, чтобы говорить о том, что политическая система сдвигается в какую-то сторону.

И, наверно, самое последнее, что я хотел бы сказать, это вот что. Есть некоторые факты, суждения, кулуарные разговоры, некая инсайдерская информация, которая говорит о том, что управление политической системой, что существовало предыдущие четыре года, скажем так, зашло в тупик. И я готов в очень высокой степени солидаризоваться с этим мнением. Это, скорее, ощущение, чем убеждение, но ощущение очень четкое: система понимает, что больше развиваться не может, если развиваться так, как она развивалась прежде. Но она не понимает, в какую сторону поворачивать.

Так как у нас, в России, все связано с личностью, наверно, это во многом связано с поиском того самого человека, который мог бы встать во главе этой новой системы и развернуть ее в одну сторону или в другую. Мы не говорим, что это за стороны, но совершенно очевидно, что то, что мы видели в последние два года, – это, с одной стороны, жесткое, достаточно  эффективное администрирование с упором на тех людей, которых руководители, политические менеджеры высшего звена считают лидерами общественного мнения или хотели бы таковыми их видеть. Это система поставлена под очень серьезный удар, и мне представляется, что напряжения, связанного с новыми вызовами, она уже не выдержит.

Будущее покажет, так ли это. Вполне возможно, что произойдет то, что произошло в 2011-2012 году, когда мера недовольства, царившего в обществе, как мы с вами знаем, каким-то волшебным образом растаяла. И вполне возможно, что и сейчас произойдет что-то подобное. Но внутреннее ощущение показывает, что это будет не так. Внутреннее ощущение показывает, что – возвращаемся чуть назад – мы стоим на развилке.

Кто-то скажет, что мы всегда стоим на развилке, и это отчасти будет правдой. Но мы стоим на развилке, и эта развилка впервые за много лет очень содержательна. Потому что результаты  в отдельных регионах показывают, что существует люди, силы, команды и навыки, которые позволят выстроить политическую систему – здоровую, эффективную и управляемую ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы не вызывать непереносимости у избирателя. Случится это или не случится, думаю, что мы узнаем в самое ближайшее время», – сказал Василий Измайлов.

Измайлов Василий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).