Министерство юстиции готовит законопроект, который позволит избирателям оспаривать в судах результаты выборов на тех участках, на которых они отдавали свои голоса. Если инициатива ведомства будет одобрена правительством, парламентом и президентом, такие права появятся у активных избирателей уже с января 2014 года.
На такой неординарный шаг — расширение прав избирателей — федеральное правительство вынуждено идти после решения Конституционного суда, который в апреле 2013 года вынес соответствующее решение. Конституционный суд тогда удовлетворил обращение уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, Воронежского областного отделения партии «Справедливая Россия», а также ряда граждан из Санкт-Петербурга и Воронежской области.
Напомним, после думских выборов 2011 года в суды поступило множество исков от избирателей, наблюдателей и даже членов участковых избирательных комиссий с требованием признать результаты выборов на том или ином участке сфальсифицированными из-за серьезных нарушений. Примерно к этому же призывали россиян и власти — идти в суды, а не на митинги.
Все районные и региональные суды, однако, решили, что активное избирательное право, которым обладают граждане России, заканчивается в момент опускания бюллетеня в урну. После этого бороться за соблюдение избирательного законодательства вправе только пассивные участники процесса, то есть не те, кто голосует, а те, за кого голосуют — партии и кандидаты.
Возмущенные граждане после таких результатов общения с судами общей юрисдикции решили обратиться в Конституционный суд — согласно российскому праву, это может сделать любой гражданин. Обращение граждан в Конституционный суд поддержал даже уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Истцы просили проверить конституционность некоторых положений Гражданского процессуального кодекса, а также федеральных законов о гарантии избирательных прав и о выборах в Государственную думу.
В марте 2013 года состоялось открытое заседание Конституционного суда, на котором заслушивались мнения заявителей, государственных органов власти, а также привлеченных судом экспертов. Благодаря громкой теме, это стало одним из самых обсуждаемых и освещаемых заседаний КС за последние годы, а, возможно, и десятилетие.
Представители различных органов власти пытались доказать Конституционному суду, что избирателям совершенно не нужно защищать в суде свои права.
Официальное мнение Генпрокуратуры, например, состояло в том, что избиратель никак не может подтвердить, что в результате неправильного подсчета именно его голос оказался приписан другой партии. Прокуроры, впрочем, признали, что в 2007 году суды рассматривали заявления от избирателей и согласились с тем, что существующий сейчас закон «является не в достаточной степени определенным».
Вместе с прокуратурой выступили глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, а также полномочный представитель Совета Федерации в суде Алексей Александров. «Зафиксированная воля в виде проставленного в избирательном бюллетене знака не может быть идентифицирована как принадлежащая конкретному избирателю», следовательно, избиратель не может «обратиться за судебной защитой своего конкретного права», — был уверен Чуров.
Коллеги конституционных судей из Верховного суда испугались того, что разрешение избирателям обжаловать результаты выборов приведет к нарушению прав и законных интересов кандидатов и политических партий. «У каждого избирателя появилась бы возможность обращаться в суд с намерением привлечь к себе внимание СМИ, принять участие в предвыборной борьбе кандидатов, скомпрометировать кандидата, а также оспорить результаты выборов в тех случаях, когда проигравшие выборы кандидат или политическая партия согласны с их результатами», — говорится в официальном мнении Верховного суда. Суд Высшей инстанции в свое время отказался рассматривать 31 заявление об оспаривании результатов выборов в Госдуму, 27 заявлений о признании недействительными выборов президента и 25 заявлений об отмене постановлений о регистрации кандидатов в президенты.
Заместитель министра юстиции Александр Смирнов был уверен, что россияне имеют право жаловаться только на отсутствие своего имени в списках избирателей, на невозможность получить информацию о кандидатах или проголосовать на участке.
Впрочем, привлеченные судом эксперты оказались на стороне избирателей. Они усмотрели в запрете на оспаривание результатов выборов сужение суверенных прав граждан, нарушение Конституции и отход от международных стандартов.
Конституционный суд, который в последнее десятилетие не был замечен в вынесении откровенно неудобных для правительства решений, все же занял в споре сторону избирателей. Судьи пришли к выводу, что избиратель вправе рассчитывать на то, что его голос будет должным образом учтен. Активное избирательное право, уверены в КС, обеспечивается не только свободным участием в выборах, но и подсчетом голосов и подведением итогов выборов. «Иной подход ставил бы под вопрос конституционную ценность не только избирательных прав, но и самих институтов представительной демократии», — отметили в Конституционном суде.
Специально Конституционный суд обратил внимание на то, что суды общей юрисдикции отказывались рассматривать иски простых избирателей не из-за того, что закон запрещает это делать, а из-за того, что в российском законодательстве нет четко описанной процедуры защиты активного избирательного права.
В результате Конституционный суд предписал законодателю уточнить процедуру обжалования действия избирательных комиссий по подсчету голосов и подведению итогов выборов. Судам общей юрисдикции КС предписал впредь до внесения поправок в закон принимать к рассмотрению заявления избирателей в защиту своих прав, нарушенных при подсчете голосов и определении итогов голосования, однако только если граждане обнаружили нарушения именно на том участке, где голосовали.
Теперь Министерство юстиции готовит соответствующий законопроект, который учтет все пожелания Конституционного суда. После обсуждения с другими заинтересованными ведомствами законопроект, скорее всего, от имени федерального правительства будет внесен в Госдуму.
Вряд ли разработанный Минюстом законопроект претерпит сильные изменения на пути из правительства в Кремль через федеральный парламент. Решение Конституционного суда обязательно для выполнения всеми органами государственной власти, так что уже в следующем году каждый избиратель будет в праве отстаивать в суде свой голос.