будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна

Выдави Госдеп по капле

Выдави Госдеп по капле
178923_348094441927815_1901292678_n
Иллюстрация Сергея Елкина

Власти вновь ужесточают условия существования некоммерческих организаций. Не для всех, а для тех, что финансируются из-за рубежа и занимаются «политикой». Определение «политики» в законе таково, что под него можно и союз филателистов при желании вписать. Похоже, осенняя история с «Голосом» и картой нарушений власти сильно напрягла.

Послабления для некоммерческих организаций, введенные во время президентства Дмитрия Медведева, государство теперь пытается отыграть назад. Нет-нет, тем, кто помогает сиротам, опасаться нечего. А вот тем, кто пытается отстаивать гражданские свободы, получая иностранные гранты — вот тем придется хуже.

Ряд депутатов Госдумы (в их числе и отметившийся уже законопроектом, увеличивающим штрафы для митингующих Александр Сидякин) внесли законопроект, ужесточающий контроль за теми НКО, что занимаются «политикой» и получают помощь из-за рубежа. Им надо будет встать на учет — в Минюсте будет специальный реестр — и к ним будут предъявляться требования пожестче, чем к прочим НКО. Называться это будет «некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента». Минюст их будет проверять не раз в три года, а раз в год (так было и до медведевской либерализации законодательства об НКО), кроме того появляется возможность и внеплановых проверок Минюста. Согласно законопроекту, такие НКО еще и будут обязаны ежегодно проводить аудит своей финансовой отчетности и предоставлять свои финансовые отчеты в Минюст.

За неисполнение этих требований НКО грозят штрафы — примерно такие же, что и для нарушающих законодательство о митингах, до миллиона рублей.

А за «злостное» неисполнение даже уголовная ответственность. На «злостность», правда, законодателям попенял Верховный суд: мол, категория оценочная. И рекомендовал в этом пункте рекомендовал законопроект исправить. Других значимых подвохов в проекте ни ВС, ни правительство не обнаружили.

Хотя могли бы, ведь определение «политической деятельности» в законопроекте таково, что под него подпадает почти все, что угодно, вплоть до призывов «Гринписа» закрыть Байкальский ЦБК. Судите сами: «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Источники в администрации президента объясняют необходимость принятия закона тем, что иностранные правительства прямо финансируют деятельность НКО, ведущих де-факто политическую деятельность. По данным источника в администрации, из иностранных денег, идущих на политическую деятельность НКО в России, только 30 процентов идет не из госбюджетов иностранных государств, а от корпораций и частных граждан.

По оценке АП, некоммерческих организаций, что подпадают под действие нового закона (а в том, что он будет принят, в администрации не сомневаются), относительно немного — около тысячи. Но в их числе и очень знаковые НКО. «Ассоциация «Голос», конечно, занимается политикой. И Московская Хельсинкская группа», - полагает источник в администрации президента. Достанется, похоже, и экологам, 70 процентов которых, по мнению того же источника, декларируют иные цели, а занимаются политической деятельностью.

Правда, оценить, сколько конкретно денег иностранные государства перечисляют на политическую чиновники не берутся, говорят, что зафиксировать сколько денег сложно, поскольку безналом на счета НКО перечисляет лишь 30 процентов средств. Меж тем, проблема кажется сильно преувеличенной. По данным того же источника в администрации, по линии USAid за 20 лет существования новой России было перечислено 2,6 миллиарда долларов. Гигантская вроде бы сумма, но за последний год «транш» работающим в России НКО составил всего 2 миллиона. Было бы чего опасаться: хороша же наша суверенная демократия, если ее можно свалить при помощи пары сотен волонтеров и нескольких миллионов.

Однако же власти очевидно действуют в логике реагирования на последствия декабрьских и последующих митингов в столице.

И реагируют они в смысле подавления и создания препятствий для любой деятельности, которая кажется потенциально опасной для власти. Штрафы за нарушения на митингах, далее — ужесточение законодательства для «политических» НКО — все это создает более комфортную обстановку для власти и сужает возможности некоего контроля или выражения недовольства.

До сих пор у власти и так было множество рычагов для давления на общественников.

Чтобы «наказать» наблюдающую за выборами ассоциацию «Голос» в период избирательной кампании, властям пришлось идти на множество ухищрений квазизаконного характера. В ход шли депутатские запросы в прокуратуру, суд, оштрафовавший организацию за явно надуманную «незаконную агитацию», «разоблачительные фильмы» на ТВ и даже давление путем создания проблем с работой офиса «Голоса».Теперь к этим методам добавляется и новый закон, позволяющий внеплановые проверки Минюста, серьезную отчетность и прочие «прелести».

Рассуждения на тему «власть начала вновь закручивать гайки», разумеется, грешат известной поверхностностью, но и ссылки властей на «международный опыт» выглядят, как минимум, не совсем убедительно. Последние политические новеллы, скорее, как раз находятся в тренде «закручивания гаек» в ответ на рост и оформление протестного потенциала. Ничего ужасного в этом нет, плохо другое: почти никаких иных внятных, не ритуальных шагов власти в смысле обустройства диалога с обществом не наблюдается. А это повышает риски сценария «закрутил гайки — сорвало резьбу».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).