В России немало людей озабочено проблемой — что делать с мигрантами из бывших советских республик? Ответов масса (в основном, правда, в духе «закрыть границу» и «выгнать вон»), но как-то слаб в обсуждении голос самих выходцев из Средней Азии. Бывает, правда, что столичные журналисты поговорят с десятком-другим приезжих, но это, скорее, проходит в качестве развлечения для столичной публики — типа племя младое, незнакомое, дикари, близкие к природе, и так далее. В одном недавнем материале с несколькими интервью гастарбайтеров даже сохранили авторскую орфографию — такой дешевый прием, с целью создания «первобытного» образа. В общем, голос «оттуда» никого и не интересует, если не в качестве медиа-фона.
Но вот на проблему нам явлен необычный взгляд: пресс-секретарь миграционной службы Таджикистана Абдулло Кодири в беседе с «Радио Озоди» рассказал, что ежемесячно в службу обращаются порядка 15 женщин и просят депортировать из России своих сыновей, мужей или братьев. Кодири говорит, что только при наличии адреса граждан миграционная служба может убедить их вернуться к своим женам и детям. По его словам, «если граждане обратятся официально с письмом, будет оказано всяческое содействие родным». Чаще всего, отметил представитель миграционной службы, с просьбой вернуть родных и близких в миграционную службу обращаются те лица, родные которых не возвращаются домой более пяти лет или уклоняются от помощи своим детям.
«Мохру Холова говорит, что ее муж Олим Холов за пять лет ни разу не связывался с ней и не отправил своим детям ни копейки. "От золовки узнала, что там он женился. Денег своим детям не отправляет. Пусть его депортируют! Возможно, это побудит его вернуться к своим детям"», - говорится в материале «Радио Озоди». Другая женщина, героиня репортажа Точиниссо Хошимова, хочет, чтобы вернулся ее брат, Зокирджон Хошимов, который вот уже 8 лет находится в трудовой миграции и не поддерживает связь с родными. По ее словам, за 8 лет он лишь однажды прислал матери 50 долларов и все, на этом его помощь закончилась. По ее словам, речь даже не идет о деньгах, а том, что родители сильно беспокоятся за него. «Мать часто плачет, сомневается, жив ли он».
В общем, тут налицо некоторое развенчание мифа о том, что буквально все гастарбайтеры «помогают семьям». Частные истории нескольких несчастных женщин, которые обеспокоены тем, что трудовая миграция в Россию разрушила их персональное семейное благополучие, показательны. Их бы устроило и отсутствие всяких денег из России – лишь бы вернулись домой родные.
Проблема не нова. По некоторым данным, ежегодно в России женятся более 10 тысяч граждан Таджикистана. У многих из них, при этом, остаются вполне законные семьи на родине. Еще несколько лет назад, в конце 2010 года, правозащитники из Хатлонской области Таджикистана (на юге страны) рассказывали, что к ним все чаще обращаются женщины, мужья которых уехали с концами на заработки в Россию. Беспокойство женщин и правозащитников вызвала распространившаяся практика «разводов по СМС». Многие женщины получали от мужей з России СМС со словом «талок». Исламская традиция развода по инициативе мужчины проста — достаточно произнести то слово трижды и ты свободен. Некоторые таджикские граждане тратились на звонок жене, а вот многие просто отсылали СМС.
Представительница правозащитной организации Рисолат Хакимова отмечала тогда, что точное число разводов по СМС установить невозможно: многие женщины считают развод позором и предпочитают о нем не распространяться. Глава комитета по делам религии при правительстве Абдурахим Холиков в 2011 году даже обращался в совет улемов с просьбой запретить разводы по СМС и телефону.
Миграция — любая, и трудовая не исключение — все-таки следствие большого социального надлома, некоторых пертурбаций в обществе. Не война, конечно, но в чем-то и не лучше — мужья, сыновья, братья уезжают в неизвестность и неясно даже, вернутся ли назад. То, что процесс этот обусловлен экономически, не может успокаивать: люди-то страдают.
Однако же миграция всем нужна: есть предложение рабочей силы, есть спрос. Далее просто работают законы рынка. С поправками на деятельность правительства и прочие издержки, но работают, и отменить их довольно сложно. А люди будут страдать.
Вообще интересный получился бы союз — российские националисты и брошенные таджикские жены. Причудливо, но факт реальности. Наверно, вместе им быстрее удалось бы убедить власти ввести визовый режим, депортировать всех, или чего там еще хотят борцы с мигрантами.