Начальник метро Гаев уволен. Революция, которую задумывал еще Лужков, свершилась. Де-факто началась активная фаза передела хозяйственного комплекса Москвы — без фанатизма, но началась.
То, что не удалось Лужкову, удалось Собянину. Дмитрий Гаев уволен. Начальником московского метро вместо Дмитрия Гаева назначен Иван Беседин, бывший начальником Калининградской железной дороги, с ним заключен трудовой контракт на срок пять лет, сообщила журналистам пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова. Гаев руководил Московским метрополитеном с 1995 года, от занимаемой должности он освобожден по собственной инициативе, сообщила пресс-секретарь мэра. Беседин, 1954 года рождения, является профессиональным железнодорожником
Сам Гаев еще 3 февраля ничего не знал о своей отставке — соответствующий комментарий он дал РСН. О том, что Гаева могут отправить в отставку, писал «Коммерсант» 25 января. Газета ссылалась на источник, близкий к правительству Москвы.
Перестановка содержательно — для метро и москвичей — особых сюрпризов не должна преподнести. Если ситуация и ухудшится, то не сразу и несущественно. Главные уроки следует извлечь в области политической и управления финансами в Москве.
Конфликт начальника метро и столичного мэра, как теперь кажется, запрограммирован самим фактом существования московской подземки. Москва — главный город страны. Подземка - «Москва-2», где за день проходит по несколько миллионов граждан. В 2009 году пассажиропоток московского метро составил 2,39 млрд человек. Максимальное количество пассажиров, перевезенных за сутки,почти девять миллионов. Численность работников метрополитена — 36,6 тыс. человек. У метро своя культура, своя жизнь, даже своя милиция. Это город в городе.
Отношения у Гаева и московских властей в последнее время были нелегкие. Бывший глава московского департамента транспорта Кичеджи, а за ним и бывший мэр Лужков обещали даже слить метро и «Мосгортранс». Называться это должно было то ли госкорпорацией, то ли госкомпанией. В переводе с бюрократического это означает — уволить Гаева. Лужков предложил даже начальника метро Дмитрия Гаева «ссадить с пьедестала» и «заставить заниматься ремонтами, профилактикой». Мэр отметил, что в метрополитене не прекращаются случаи снятия составов с линии из-за неисправностей. «Из-за этого сразу на полчаса теряется движение на загруженных линиях. И никаких мер, которые опустили бы этого человека на землю, который сейчас на пьедестале, который выше мухинских «Рабочего и колхозницы», по ремонтам, по дисциплинированности не принимается. Метро должно работать, как часы!», - сказал в начале июня 2010 года Лужков.
Начальник метро на это ответствовал в духе «негоже» (еще до эскапад Лужкова). «Нельзя сравнивать Большой театр с макаронной фабрикой. Никому же не приходит в голову их объединять», — такова Гаева. То есть сказал - «хрен вам, а не увольнение». История обещала стать очень интересной, но тут Лужковым заинтересовались в Кремле. Дело закончилось скверно - «отрешением» и утратой «доверия».
Новый московский мэр Сергей Собянин провел серьезную ротацию кадров. Были отправлены в отставку приблизительно две трети лужковского правительства. Из знаковых старожилов на посту остался только Владимир Ресин. Специфика задач, стоящих перед новым московским мэром (сохранение социальных обязательств и борьба с пробками) предполагала, что правительство с неизбежностью заинтересуется метрополитеном.
Так и оказалось — уже в ноябре Собянин инициировал проверку работы московского метро. «Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», - сказал Собянин по итогам обсуждения проекта плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро. Такое заявление от нового поставленного федеральным центром мэра означало, что жить Гаеву в его должности осталось недолго. Обещали и строить новые станции опережающими темпами и дешевле.
«На сегодняшний день перегружены 8 линий метро из 12. Причем перегрузка составляет от 10 до 40 процентов», - сетовал в ответ Дмитрий Гаев. Проблема есть и еще какая. Только смена менеджмента не решает никаких транспортных проблем, решает только проблемы денежных потоков. Метро (за счет гаевских схем в первую очередь) было единственным как бы прибыльным общественным транспортом (традиционно для России общественный транспорт — убыточная строка в любом бюджете). Но и тратилось все непрозрачно и «странно». Станция "Кожуховская" Люблинско-Дмитровской линии московского метро, которая была открыта в 1995 году, является самой дорогой по стоимости строительства в столичной подземке, смета при ее возведении была превышена в 2 раза, сообщил на днях председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.
«Станция "Кожуховская" построена с превышением стоимости на 225%, то есть больше чем в 2 раза», - сказал он. Двуреченских уточнил, что всего на ее возведение было затрачено 10 миллиардов рублей. Даже по московским меркам и с учетом инфляции 225 процентов выглядят сильно.
То, как метрополитен исполняет социальные функции — вообще отдельная тема. На сайте метро имеется такой раздел «метро и город». По обывательской логике там должно быть про отношения метро и города — нечто полезное всем. Первым разделом в нем располагается информация о банкоматах. Главный банк «города» знаете какой? Банк Москвы, что непонятного? Росбанк и Сбербанк — за ним. Далее перечислены станции на которых работают операторы сотовой связи. И места, где студенты и школьники, могут получить «социальные карты». Это такая, по представлению начальства метрополитена, связь подземки с городом. Иной связи не предусмотрено.
Символически отставка Гаева укладывается в логику оттирания «крепких хозяйственников» от управления столицей. Речь не о маленьких деньгах. Выручка ФГУП «Московский метрополитен» в 2009 году — 47 млрд руб., чистая прибыль — 1,9 млрд рублей. Не «Газпром», но тоже вкусно. Банк Москвы, метрополитен — зачистка в имущественном комплексе Москвы активно не началась только в курируемом Владимиром Ресиным стройкомплексе.