будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна

Вышел из подземелья

Вышел из подземелья
netvhoda
Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Начальник метро Гаев уволен. Революция, которую задумывал еще Лужков, свершилась. Де-факто началась активная фаза передела хозяйственного комплекса Москвы — без фанатизма, но началась.

То, что не удалось Лужкову, удалось Собянину. Дмитрий Гаев уволен. Начальником московского метро вместо Дмитрия Гаева назначен Иван Беседин, бывший начальником Калининградской железной дороги, с ним заключен трудовой контракт на срок пять лет, сообщила журналистам пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова. Гаев руководил Московским метрополитеном с 1995 года, от занимаемой должности он освобожден по собственной инициативе, сообщила пресс-секретарь мэра. Беседин, 1954 года рождения, является профессиональным железнодорожником

Сам Гаев еще 3 февраля ничего не знал о своей отставке — соответствующий комментарий он дал РСН. О том, что Гаева  могут отправить в отставку, писал «Коммерсант» 25 января. Газета ссылалась на источник, близкий к правительству Москвы.

Перестановка содержательно — для метро и москвичей — особых сюрпризов не должна преподнести. Если ситуация и ухудшится, то не сразу и несущественно. Главные уроки следует извлечь в области политической и управления финансами в Москве.

Конфликт начальника метро и столичного мэра, как теперь кажется, запрограммирован самим фактом существования московской подземки. Москва — главный город страны. Подземка - «Москва-2», где за день проходит по несколько миллионов граждан. В 2009 году пассажиропоток  московского  метро составил 2,39 млрд человек. Максимальное количество пассажиров, перевезенных за сутки,почти девять миллионов. Численность работников  метрополитена  — 36,6 тыс. человек. У метро своя культура, своя жизнь, даже своя милиция. Это город в городе.

Отношения у Гаева и московских властей в последнее время были нелегкие. Бывший глава московского департамента транспорта Кичеджи, а за ним и бывший мэр Лужков обещали даже слить метро и «Мосгортранс». Называться это должно было то ли госкорпорацией, то ли госкомпанией. В переводе с бюрократического это означает — уволить Гаева. Лужков предложил даже начальника метро Дмитрия Гаева «ссадить с пьедестала» и «заставить заниматься ремонтами, профилактикой». Мэр отметил, что в метрополитене не прекращаются случаи снятия составов с линии из-за неисправностей. «Из-за этого сразу на полчаса теряется движение на загруженных линиях. И никаких мер, которые опустили бы этого человека на землю, который сейчас на пьедестале, который выше мухинских «Рабочего и колхозницы», по ремонтам, по дисциплинированности не принимается. Метро должно работать, как часы!», - сказал в начале июня 2010 года Лужков.

Начальник метро на это ответствовал в духе «негоже» (еще до эскапад Лужкова). «Нельзя сравнивать Большой театр с макаронной фабрикой. Никому же не приходит в голову их объединять», — такова Гаева. То есть сказал - «хрен вам, а не увольнение». История обещала стать очень интересной, но тут Лужковым заинтересовались в Кремле. Дело закончилось скверно - «отрешением» и утратой «доверия».

Новый московский мэр Сергей Собянин провел серьезную ротацию кадров. Были отправлены в отставку приблизительно две трети лужковского правительства. Из знаковых старожилов на посту остался только Владимир Ресин. Специфика задач, стоящих перед новым московским мэром (сохранение социальных обязательств и борьба с пробками) предполагала, что правительство с неизбежностью заинтересуется метрополитеном.

Так и оказалось — уже в ноябре Собянин инициировал проверку работы московского метро. «Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», - сказал Собянин по итогам обсуждения проекта плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро. Такое заявление от нового поставленного федеральным центром мэра означало, что жить Гаеву в его должности осталось недолго. Обещали и строить новые станции опережающими темпами и дешевле.

«На сегодняшний день перегружены 8 линий метро из 12. Причем перегрузка составляет от 10 до 40 процентов», - сетовал в ответ Дмитрий Гаев. Проблема есть и еще какая. Только смена менеджмента не решает никаких транспортных проблем, решает только проблемы денежных потоков. Метро (за счет гаевских схем в первую очередь) было единственным как бы прибыльным общественным транспортом (традиционно для России общественный транспорт — убыточная строка в любом бюджете). Но и тратилось все непрозрачно и «странно». Станция "Кожуховская" Люблинско-Дмитровской линии московского метро, которая была открыта в 1995 году, является самой дорогой по стоимости строительства в столичной подземке, смета при ее возведении была превышена в 2 раза, сообщил на днях председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.
«Станция "Кожуховская" построена с превышением стоимости на 225%, то есть больше чем в 2 раза», - сказал он. Двуреченских уточнил, что всего на ее возведение было затрачено 10 миллиардов рублей. Даже по московским меркам и с учетом инфляции  225 процентов выглядят сильно.

То, как метрополитен исполняет социальные функции — вообще отдельная тема. На сайте метро имеется такой раздел «метро и город». По обывательской логике там должно быть про отношения метро и города — нечто полезное всем. Первым разделом в нем располагается информация о банкоматах. Главный банк «города» знаете какой? Банк Москвы, что непонятного? Росбанк и Сбербанк — за ним. Далее перечислены станции на которых работают операторы сотовой связи. И места, где студенты и школьники, могут получить «социальные карты». Это такая, по представлению начальства метрополитена, связь подземки с городом. Иной связи не предусмотрено.

Символически отставка Гаева укладывается в логику оттирания «крепких хозяйственников» от управления столицей. Речь не о маленьких деньгах. Выручка  ФГУП  «Московский   метрополитен» в 2009 году — 47 млрд руб., чистая прибыль — 1,9 млрд рублей. Не «Газпром», но тоже вкусно. Банк Москвы, метрополитен — зачистка в имущественном комплексе Москвы активно не началась только в курируемом Владимиром Ресиным стройкомплексе.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).