Развитие Москвы на сегодняшний день является серьезным вызовом для московских властей. Старые проблемы (пробки, недостатки прочей инфраструктуры, экология, сохранение и преумножение туристического потока и т.д.) прежним московским правительством практически не решались. Если и были попытки, то точечные, и они не дали серьезного эффекта. Московские власти задумались над разработкой стратегических планов развития города еще до решения о расширении столицы. Теперь эта проблема стала еще более актуальной. По словам заместителя московского мэра по вопросам экономической политики Андрея Шаронова, новая стратегия Москвы должна объединить элиты в стремлении развивать столицу.
Столичные власти стараются привлечь к обсуждению максимально широкий круг экспертов. В рамках этой работы на днях состоялся экспертный семинар с участием специалистов по различным проблемам развития города и страны.
Участники достаточно быстро пришли к согласию в том, что практически никакой долгосрочной стратегии развития при бывшем правительстве Москвы у столицы не было. Как считает глава аналитического центра «Форум» Екатерина Малофеева, до сих пор в развитии города не было последовательности и логики. Но уже задача создание в Москве Международного финансового центра делает актуальным вопрос удобства города для инвесторов.
А здесь у Москвы пока проблемы. По словам президента фонда «Центр стратегических разработок» Михаила Дмитриева, проблемы Москвы можно сравнить с проблемами «третьего поколения детей миллиардера». Внешне все неплохо: размеры столицы оптимальны для такой страны как Россия, что создает все предпосылки для развития финансовой и медиа-сфер, а также инновационного сектора. Все остальные агломерации, по оценке Дмитриева, недостаточно велики для этого. Однако для этих сфер существующая городская среда и экономика неудобны. Если оставить все как сейчас, то Москву может ждать судьба крупных городов Латинской Америки, которые стагнируют, а бизнес бежит из них в города второго эшелона. По прогнозу Дмитриева, если не предпринять шагов по улучшению среды для бизнеса, то финансовый сектор уйдет в Лондон, а тот бизнес, который нечувствителен к эффекту масштаба, уйдет в города-миллионники.
Риски, связанные со сверхконцентрацией человеческого капитала подчеркнул и директор Центра трудовых исследований НИУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. По его словам, концентрация людей и рост качества жизни приводит к спросу на новые услуги, а формальная экономика уже не в силах его удовлетворить. Например, одним из запросов граждан является запрос на качественную медицину. Но что качественная медицина слишком дорога для работников отраслей, которые способствовали бы экономическому развитию города.
В сфере здравоохранения, как считает предправления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова, основной проблемой Москвы остается низкая квалификация части медицинского персонала – акцент на развитие непрерывного образования врачей может дать существенный эффект. Чистая же оптимизация работы сектора не приведет к существенным результатам.
Если со здравоохранением совсем нерешаемых проблем нет и потенциал города велик, то в сфере транспорта дела обстоят куда более печально. Как отметил на семинаре научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, Москва в 2008 году, когда проводились последние замеры, ехала со скоростью 22 километра в час. Сегодня, по его оценке, скорость уже должна была упасть ниже 20 километров, что сравнимо с Сан-Паулу и Йоханесбургом, но существенно ниже, чем в Европе и Северной Америке.
Есть проблемы, хотя и не столь страшные, и в сфере образования. По словам ректора НИУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, основными проблемами являются нехватка мест в детских садах, сегрегация школ, где появляются сформированные по этническому признаку классы, и избыточное количество людей с дипломом о высшем образовании, не обеспеченными должным уровнем реальной квалификации. Впрочем, Кузьминов считает, что эти проблемы возможно разрешить.
Преграды в развитии Москвы существуют еще и потому, сетовали Михаил Блинкин и Владимир Гимпельсон, что практически нет объективных данных для анализа проблем и поиска рецептов их решения. В сфере транспорта даже простые замеры скорости движения не проводились с 2008 года. Отсутствуют данные и по рынку труда и некоторым иным сферам городской жизни.
На пути развития Москвы, по мнению профессора Географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, стоят институциональные барьеры, поскольку до 60 процентов бюджета Москвы формируется за счет «столичной ренты» (в городе располагаются штаб-квартиры большинства национальных компаний, через него идут почти все финансовые потоки и т. д.). Рента и провоцирует элиты на создание капитализма «для своих». Также она приводит к увеличению социальных расходов и созданию своего рода «развитого социализма».
Проблемы эти требуют скорейшего решения, поскольку последние 20 лет Москва развивалась как город прошлого века, что не отвечает современным реалиям. Вызов, стоящий перед столицей, - это превращение Москвы в «глобальный город», игрока мировой, а не национальной экономики, полагает искусствовед Григорий Ревзин. Когда 80% финансовых потоков в городе относится к мировой экономике, город неизбежно превращается в субъект мировой уже экономики. В этом процессе разные потоки — финансовый, экономический, технологический и так далее — формируют разные элиты, которые обладают разными интересами. Осложняется это тем, что превращение в глобальный город по разным направлениям идет с разной скоростью.
Для решения проблем, связанных с формированием «глобального города», необходимо проводить институциональные реформы. По мнению ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимира Мау, в Москве, в отличие от остальной России, существует серьезный запрос на некоторые из реформ. Власти Москвы по согласованию с федеральными могли бы сделать город своего рода экспериментальной площадкой для их проведения. По его словам, речь не идет о муниципальной реформе, поскольку в такой большой агломерации уже не может быть самостоятельных муниципалитетов. Однако вполне можно было бы провести судебную реформу и ликвидировать госавтоинспекцию.
Практически все участники семинара были единодушны в том, что развитие «по-лужковски» продолжаться больше не может. В противном случае темпы роста столичной экономики будут снижаться и Москва начнет деградировать. С этой целью и надо достоверно знать нынешнее положение дел в различных сферах городской жизни. А после этого уже можно будет понять, какая стратегия развития предпочтительнее для Москвы.