Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 15-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов.
Рейтинг публикуется с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 – максимальная оценка, 1 – минимальная).
Из 83 глав регионов из первого рейтинга к настоящему времени на своем посту остались только 20 губернатора, причем только 8 из них заняли свои посты до отмены губернаторских выборов в 2005 году.
Статистика точности прогнозных оценок по итогам 2007-2014 года выглядит следующим образом:
Оценка в Рейтинге | Замена | Продление полномочий, назначение врио, победа на выборах |
1 | 11 | 0 |
2 | 23 | 9 |
3 | 25 | 27 |
4 | 15* | 13 |
5 | 2* | 10 |
* Из 17 глав регионов, покинувших свои посты после оценок «4» и «5», пятеро перешли на федеральный уровень: Александр Хлопонин и Виктор Толоконский заняли должности полпредов, Сергей Шойгу – министра обороны, Александр Ткачев – министра сельского хозяйства, Магомедсалам Магомедов – заместителя руководителя Администрации Президента РФ. В числе ушедших глав регионов, имевших высокие оценки, – переведенные на руководство более значимыми субъектами Федерации Николай Меркушкин и Олег Кожемяко, а также Роман Абрамович, чья отставка носила добровольный характер.
С момента публикации предыдущего рейтинга выживаемости 3 декабря 2014 года были заменены главы 6 регионов. Губернаторы Пензенской, Тамбовской областей и Еврейской автономной области ушли с своих постов после истечения срока полномочий, губернатор Сахалинской области лишился своего поста после громкого ареста, губернатор Краснодарского края был переведен на пост министра сельского хозяйства РФ, а губернатор Амурской области стал врио главы Сахалина. Были продлены полномочия до Единого дня голосования трех губернаторов, полномочия которых истекали: глав Марий Эл, Татарстана и Кемеровской области (а также двух руководителей регионов, где отменены прямые выборы, – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Кроме того, получили разрешение на досрочные выборы губернаторы Камчатского края, Архангельской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Омской, Смоленской областей.
Ключевыми факторами, влияющими на устойчивость позиций губернатора в прошедшие полгода, были ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур.
В представлении федеральной власти региональные администрации в целом прошли испытание экономическим кризисом, предотвратили серьезное ухудшение социально-экономической ситуации, не допустили обрушения собственных и федеральных рейтингов поддержки. В свою очередь, Центр не пошел по пути «перевода стрелок» на губернаторский корпус, дистанцирования от региональных элит. В то же время говорить об укреплении политического веса губернаторов тоже не приходится. Наоборот, оказались заменены (хотя и по компромиссному сценарию) такие политические тяжеловесы, как Василий Бочкарев в Пензе и Олег Бетин в Тамбове, угроза отставки долгое время нависала над Аманом Тулеевым в Кемерово (хотя все трое демонстрировали способность весьма жестко контролировать социально-политическую ситуацию в своих территориях). Неоднозначной была ситуация и перед назначениями врио губернаторов Дмитрия Кобылкина и Натальи Комаровой. А громкий арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина (и еще нескольких крупных чиновников в регионах – в том числе вице-губернатора по внутренней политике Челябинской области Николая Сандакова) и уголовные преследования ряда экс-губернаторов (Николай Денин, Василий Юрченко) зафиксировали укрепление претензий силовых структур на контроль над региональными элитами. На ослабление губернаторов может сработать и возросшая публичная активность Общероссийского народного фронта, мишенью которого не раз становились администрации «системообразующих» регионов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Москва, Московская область и др.), а критика в адрес губернаторов неоднократно становилась предвестником их отставки (Челябинская область, Сахалин).
На сегодняшний день среди экспертов популярны две гипотезы относительно кадровой политики в отношении глав регионов. Согласно первой из них, губернаторский корпус в целом укомплектован к циклу федеральных выборов и масштабных перестановок уже не будет. Вторая точка зрения исходит из того, что само устройство системы программирует периодические громкие замены – в том числе подчас весьма экстренные, как это было в случае Сахалина. В более уязвимом положении оказываются те губернаторы, кто не имел мощной федеральной лоббистской поддержки и оказался на посту губернатора в силу обстоятельств. Положение относительно слабых губернаторов с ресурсом федеральной поддержки (Е.Куйвашев, В.Басаргин, А.Худилайнен) выглядит двойственным: им удается оставаться в должности, но необходимым ресурсом для укрепления позиций внутри региона они подчас не обладают, что приводит к постепенному снижению их шансов на «выживаемость» и не позволяет им пролоббировать проведение досрочных выборов.
На позиции этой категории губернаторов повлияет и развитие еще одной важной интриги вокруг того, окажется ли статус избранного губернатора более высоким в сравнении с назначенным.
Формально такое расслоение к настоящему времени уже оформилось.
Год избрания / Срок окончания полномочий для неизбранных* |
|
2012 | Белгородская, Новгородская, Рязанская области, Чукотский автономный округ |
2013 | Хакасия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Владимирская, Магаданская, Московская области, Москва |
2014 | Башкортостан, Республика Алтай, Калмыкия, Коми, Удмуртия, Якутия, Алтайский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская. Вологодская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Самарская, Тюменская, Челябинская области, Санкт-Петербург |
2015 | Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Камчатский, Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Брянская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Омская, Пензенская, Ростовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская области, Еврейская автономная область |
2016 | (?) Чечня, Тверская, Тульская области |
2017 | Адыгея, Бурятия, Карелия, Мордовия, Тува, Пермский край, Саратовская, Свердловская, Томская, Ярославская области |
Без учета территорий, где прямые выборы глав не предусмотрены или были отменены
Однако в течение 2014-2015 года был дан ряд сигналов о том, что прохождение прямых выборов отнюдь не означает автоматического укрепления позиций. Самым ярким примером этого стала громкая отставка осенью 2014 года Николая Денина с поста губернатора Брянской области, на который он был избран всеобщим голосованием два года назад. Кроме того, сложно говорить об укреплении позиций губернаторов, прошедших переизбрание в прошлом году (В.Городецкий, А.Бердников, А.Карлин, В.Потомский, Н.Меркушкин, В.Шанцев).
Отдельные эксперты рейтинга, анализируя тенденции последнего времени, выдвигали предположения о том, что перемещение глав регионов «по горизонтали» (Н.Меркушкин, В.Толоконский, О.Кожемяко) может быть признано относительно успешным опытом и получит продолжение. В пользу этого приводились, например, «утечки» в Интернете о возможности перемещения Д.Кобылкина в Ханты-Мансийский автономный округ. Однако здесь имеются и контраргументы – в том числе связанные с недавними сигналами со стороны президентских структур о том, что ставка в большей степени будет делаться на местные кадры (как это произошло в Пензе и Тамбове). В равной степени тезис о продолжении практики перевода губернаторов на министерские посты (М.Мень, Л.Кузнецов, А.Ткачев) может быть и проявлением реальных кадровых процессов, и предметов информационных спекуляций (в 2015 году в региональной прессе получили популярность предположения о переводе на федеральный уровень Б.Дубровского и Н.Комаровой). Еще одной значимой темой становится фактор влияния бывших губернаторов – В.Толоконского в Новосибирске, М.Шаймиева в Татарстане, А.Ткачева в Краснодарском крае, В.Бочкарева в Пензенской области, Н.Меркушкина в Мордовии. Кроме того, недавние назначения И.Белозерцева и А.Никитина повышают статус председателей законодательных собраний регионов как потенциального кадрового резерва для заполнения губернаторских вакансий.
Что касается собственно дня голосования 13 сентября, то пока эксперты исходят из ожиданий доминирования на выборах действующих глав регионов и врио губернаторов, для части которых основным противником может оказаться не сильный оппонент, а собственный антирейтинг (Марий Эл, Смоленская область). Если элитная конкуренция на губернаторских выборах окажется минимизирована, возможен перенос ее на другие уровни – в одних случаях на муниципальные выборы (как это происходит в Нижнем Новгороде после низкоконкурентных губернаторских выборов 2014 года), в других – на кампанию по выборам в Госдуму в 2016 году.
Список экспертов
Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Гусев Дмитрий, политтехнолог;
Давыдов Леонид, ведущий программы телеканала РБК ТВ “Давыдов. Индекс”
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;
Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;
Колезев Дмитрий, заместитель главного редактора "znak.com"
Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Кузнецов Глеб, политолог;
Матвейчев Олег, профессор Высшей Школы Экономики;
Петров Николай, член научного совета Московского Центра Карнеги;
Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг»;
Семин Илья, вице-президент “Деловой России”;
Щербаков Федор, политолог.