7 октября в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица» прошла встреча-диалог с экономистом, публицистом, правозащитником, членом Комитета гражданских инициатив Ириной Ясиной на тему «Размышления интеллигента: приспосабливаться или сопротивляться?»
Расскажите, пожалуйста, немного, чем вы занимаетесь сейчас.
Я, как обычно, занимаюсь всякой общественной работой, которую, наверно, можно охарактеризовать английским словом "policy". Это именно общественная работа в рамках помощи больным людям, родственникам больных, то есть совсем не политическая работа в смысле "politics". Плюс очень много читаю. Пытаюсь разобраться в том, что происходит. А поскольку нас (фонд «Либеральная миссия») опять лишили статуса иностранного агента, то веду семинары для молодых провинциальных студентов. В этом сезоне, осенью, к сожалению, семинаров не будет, потому что надо было начинать предварительную работу раньше, а мы ее не начинали, так как были иностранными агентами. Сейчас вроде бы перестали, так что с весны начнем опять семинар «Я думаю». Это такие просветительские или размышлятельные беседы со студентами. Тематика этих бесед рождается из ежедневных ситуаций.
По вашему ощущению, стало ли сейчас труднее заниматься социальной работой? Или так же? Или, может быть, наоборот, проще, потому что люди оживились?
Нет, никто не оживился, все такие же сонные, как и были. Другой вопрос, что мы же этим занимаемся не потому что это эффективно, а просто потому, что мы не можем этим не заниматься. Это уже, наверное, свойство человека.
Вы говорите, что сейчас много читаете. Что, например?
Я читаю исключительно мемуарную и историческую литературу либо исторические исследования. Копаюсь в прошлом. Последнее, что произвело на меня огромное впечатление, была биография Алексея Петровича Ермолова, того самого, который «дрожи, Кавказ, идет Ермолов». Там показана империалистическая позиция очень приличного человека, который давал себе труд объяснить империализм нежеланием решать внутренние проблемы.
Вам нравится читать оппонентов?
Нет, пожалуй, все-таки не оппонентов. Точнее, Ермолов в чем-то, конечно, оппонент, но мне с ним спорить двести лет спустя не имеет смысла. Мне важно понять, почему он так думает.
На ваш взгляд, насколько риторика нынешних империалистов близка тогдашней риторике в плане осмысленности и осознанности?
Нынешняя риторика далеко не так осмысленна и осознанна. Алексей Петрович был необыкновенно образованным человеком. Он читал по-латыни, по-древнегречески. Удивительно, этот занятый войной человек массу времени в юности уделил своему образованию. Таких людей у нас не много.
К вопросу об образовании. Что вы сейчас наблюдаете среди студентов? Есть ли падение уровня? Есть ли расслоение?
Я поражена тем, насколько современные юные люди, студенты не знают свою землю. Я имею в виду не именно Россию, а такие общие вещи, как географию и астрономию, которые позволяют себя осознать элементом какой-то большой природы. Я задавала своим студентам вопросы по поводу «крымнаш» и, столкнувшись с просто невероятным незнанием географии, поняла, почему они ведутся на всю эту пропаганду.
Обычно говорят, что люди ведутся на пропаганду вследствие незнания истории, в крайнем случае литературы, то есть чего-то гуманитарного.
Ну вот еще и география. География в данном случае – очень важная штука.
Насколько разнородны ваши студенты?
Они очень разнородны. По специализации среди них есть журналисты, политологи, иногда даже студенты с техническими специальностями. Все это ребята из нестоличных городов. В основном европейская часть России. Но бывает и Сибирь, если у кого-то есть деньги на дорогу. Поэтому это очень разнообразная публика. Бывает Волгоград, бывают Набережные Челны, бывает Пермь, которая намного более, скажем так, либеральна.
То есть местная специфика в каждом случае чувствуется?
Безусловно. Какие моральные силы в том или ином регионе возобладают, такие и ребята в основном приезжают.