Против капитана японской рыболовной шхуны «Киссим Мару № 31» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 322 и ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы, незаконная добыча водных животных, совершенная с применением самоходного плавающего транспортного средства лицом с использованием своего служебного положения). Дело завел дознаватель пограничной войсковой части с согласия прокурора Южно-Курильского района, передает пресс-служба Генпрокуратуры. Расследование уголовного дела находится на контроле прокуратуры Сахалинской области.
На рыболовной шхуне, при задержании которой 16 августа 2006 года погиб один из четырех членов экипажа, пограничники обнаружили около 3 тонн краба, 10 кг осьминога и 25 крабовых ловушек. Из документов на судне было только право на управление им капитаном.
Вся морепродукция была передана на ответственное хранение в компанию «Дельта». Сумма причиненного ущерба устанавливается.
Сейчас 59-летний японский капитан Нобору Сакасита и двое членов экипажа не находятся под арестом и проживают в Южно-Курильске в доме российско-японской дружбы. С капитана взято обязательство о явке. Тело погибшего моряка находится в морге Южно-Курильска.
Накануне японское агентство Kyodo со ссылкой на источник в военной прокуратуре во Владивостоке сообщило, что задержанные японские рыбаки признались в браконьерстве.
Капитан и два члена команды, давая показания, сказали, что они проникли в территориальные воды России для ведения браконьерского промысла.
Напомним, 16 августа российские пограничники пытались задержать японскую браконьерскую шхуну, но та попыталась уйти. Тогда пограничники открыли из автомата Калашникова предупредительный огонь, однако при этом один из японских моряков – Мицухиро Морита – был смертельно ранен в голову.
В ФСБ отметили, что российские пограничники были вынуждены применить оружие для остановки японского судна. Как сообщил Центр общественных связей ФСБ РФ, неопознанное судно, обнаруженное в российских водах в проливе Советский, "на запросы не отвечало, требования об остановке не выполняло, опасно маневрировало, не позволяя приблизиться пограничной осмотровой группе". "При этом команда судна спешно сбрасывала за борт морепродукты и рыболовные снасти (крабовые ловушки)", - подчеркнули в ФСБ. Поэтому с целью задержания судна была дважды произведена предупредительная стрельба, отметили в ЦОС ФСБ.
В то же время Главная военная прокуратура продолжает проверку правомерности применения оружия российскими пограничниками при задержании японской шхуны.
Япония обвинила Россию в неоправданной жестокости и потребовала немедленной выдачи тела погибшего, однако российская сторона отказалась выдать тело, ссылаясь на необходимость экспертизы. Лишь в пятницу, когда в Москву для обсуждения инцидента вылетел первый заместитель министра иностранных дел Японии Ясунори Сиотзаки, внешнеполитические ведомства двух стран договорились о процедуре передачи тела погибшего рыбака.
В Главной военной прокуратуре России заявили, что правовых препятствий для выдачи Японии тела погибшего во время задержании японской шхуны рыбака нет, поскольку необходимое судебно-медицинское исследование тела японского гражданина завершено.
Из японского порта Нэмуро северного острова Хоккайдо на остров Кунашир уже вышел корабль с представителями МИД Японии.