будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия дети правительство социальная политика
Май 20, 2025
Страна
Рощин Сергей Хрыков Владимир

Ясли и мамы

Ясли и мамы
800-600_1m8fhd9

Правительство России согласовало выделение в 2018–2019 годах 50 миллиардов рублей из федерального бюджета на создание 300 тысяч мест в яслях по стране. Ожидается, что эта мера поможет матерям маленьких детей освободиться от обязанностей по уходу за ними и выйти на рынок труда.

Как пишет газета «Коммерсантъ», о решении кабинета министров сообщил глава правительства России Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами 22 января. Методика распределения при этом разработана Министерством образования и науки. В настоящее время, по сведениям правительства, очередь в дошкольные учреждения для детей до трех лет составляет около 272 тысяч человек. Ликвидировать ее рассчитывают к 2021 году.

В правительстве считают, что получение возможности выйти на работу поможет гражданам увеличить уровень доходов. «Каждая мама, которая выходит на работу, фактически приносит в дом доходы, и самая сложная категория граждан переходит из числа бедных и нуждающихся уже в категорию совершенно другую», – объяснила на совещании 22 января вице-премьер Ольга Голодец. 

 
Ярмарка вакансий для молодых специалистов / АГН "Москва"
/ фото: Ермаков Дмитрий

Поговорить с «Полит.ру» о политике государства в отношении матерей, имеющих малолетних детей, и их возможности этих женщин работать, согласился Сергей Рощин, проректор Научного исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий лабораторией исследований рынка труда Научного исследовательского университета «Высшая школа экономики». По его словам, в мире проблема издержек, связанных с необходимостью ухода за детьми, хорошо известна, и подходы к ее решению используются самые разные. 

 
Сергей Рощин

«Действительно, существует проблема издержек в связи с уходом молодых мам за детьми. И, конечно, из-за этого женщины уходят с рынка труда. Вопрос о том, как снизить эти издержки, чтобы женщины выходили на рынок труда и таким образом увеличивали предложение на этом рынке.

Надо сказать, что мы имеем перед глазами очень разные модели подхода к вопросу. В большинстве стран не предлагаются такие длительные отпуска по уходу за детьми, как в России, – в основном они чрезвычайно краткосрочны. А дальше разные страны решают проблему по-разному: или существуют доходы, которые позволяют семье нанимать тех, кто будет ухаживать за детьми (различные babysitters и так далее), или в ряде стран (довольно в ограниченном количестве) существует развитая система дошкольных учреждений. Например, есть она во Франции, которая ставится широтой сети таких учреждений. Великобритания, кстати, напротив, имеет в этом отношении ограниченные возможности.

То есть существуют разные практики, но сама проблема, безусловно, есть.

Если мы говорим про Россию, то у нас действует достаточно развитая сеть учреждений по уходу за детьми дошкольного возраста – как детские сады, так и ясли. Другое дело, что в разные годы мощность этой сети была различной: иногда она была выстроена с дефицитом по отношению к той потребности, которая есть.

Сейчас эту проблему так или иначе пытаются решить. И в целом снижение подобных издержек – и этому есть много эмпирических подтверждений – способно увеличить предложение на рынке труда женщин. Потому что это позволяет им сочетать занятость (возможно, даже не в полном режиме, не «full time», a «part time», занятость частичную) и уход за маленькими детьми. То есть увеличение числа ясельных групп для определенной части женщин создаст условия для выхода на рынок труда. Насколько масштабно, сейчас сказать нельзя – это требует более точных оценок, поэтому количественно я сейчас не могу это описать.

Что касается того, что дети в яслях и детских садах нередко болеют… Ну, во-первых, они болеют как в яслях, так и не в яслях. И с этой точки зрения, как мы знаем, маленькие дети в любом случае требуют ухода. А во-вторых, если мы считаем, что в яслях дети болеют чаще, то это такая неявная предпосылка к выводу о том, что в яслях очень плохо смотрят за детьми.

 
Занятия в детском саду / АГН "Москва"

Я бы не исходил из этого, потому что вопрос качества услуг в яслях может обсуждаться, и, к тому же, можно снижать вероятность заболевания. Но даже если заболеваемость все-таки есть, тем не менее, ясли все-таки позволят в режиме «part time» ряду женщин все же выходит на рынок труда», – сказал Сергей Рощин.

Мнение о решении кабмина выделить средства на увеличение числа мест в ясельных группах высказал «Полит.ру» Владимир Хрыков, проректор Дипломатического института Святого благоверного князя Александра Невского, создатель Общественной научной Академии стратегического проектирования, руководитель центра социального развития и противодействия наркотизации, член Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. В беседе с «Полит.ру» он отметил, что сама по себе эта мера хороша, если принимать ее на уровне муниципалитетов, однако на уровне правительства она является недостаточной, так как, позволяя решить проблему с очередью в ясли, она порождает комплекс других проблем.

«Для того, чтобы от какой-то меры можно было что-то выгадывать, должна быть система. Например, если мы освобождаем матерей от присмотра за детьми, значит, мы должны предусмотреть, кто в случае необходимости – болезни детей, их привыкания к яслям или детскому садику – будет за ними смотреть. Но если, например, в США есть система нянь, и она доступна по деньгам и организованна, то в России этого нет. То есть мы пытаемся обходиться полумерами: мы создаем дополнительные ясли, но это создает кучу других вопросов и проблем.

Если бы об инициативе найти деньги на создание мест в ясельных группах объявила, допустим, Ассоциация малых городов России, если бы она объявила, что вот, мол, решила создать на уровне муниципалитетов 250 или 300 тысяч мест в яслях, тогда можно было бы сказать, что эта инициатива хорошая. Потому что муниципалитет и обязан строить инфраструктуру бытового назначения, и это были бы правильные для муниципалитета шаги. А когда это решение принимает правительство Российской Федерации, призванное разрабатывать стратегические программы и стратегически решать задачи, то тогда это, простите, просто «косяк». Это в очередной раз показывает, что правительство не работает так, как должно.

Глупо предлагать только эту меру – в отсутствие системы, в отсутствие определенного целеполагания. Нужны там дети, не нужны? Кто их должен воспитывать? Спросили ли психологов, с кем должен быть ребенок – в нашей системе, не в американской, не в японской, а в российской? Спросили ли, есть ли у нас нужное количество рабочих мест для тех кадров, которые сейчас находятся в декрете? Нет, не думаю, что глубокий анализ вопроса был проведен. Какие-то рабочие места есть, конечно, – но это низкооплачиваемые рабочие места.

 
Уход за ребенком
Jan Krutisch/flickr.com

 

 

Правительство Российской Федерации, получается, приняло меру, которая могла бы быть хороша на уровне муниципалитета, не выше – даже не на уровне региона. Потому что это непросчитанная мера, порождающая огромное количество других вопросов. И еще один момент, который тут надо отметить: конкретная цифра. Почему решили, что у нас детей, нуждающихся в яслях, к моменту завершения строительства должно быть именно 300 тысяч? Правительство должно сформировать систему строительства яслей в зависимости от демографического роста, а не решать так, как какую-то застаревшую проблему. Что, в  XXI веке долго построить детский сад или ясли?

То есть, должна быть принята система мер, которая, в первую очередь учитывает демографическое развитие России, государственное целеполагание и соответствует ее, России, промышленным программам. Отсюда должен был выстроен и социальный блок, в том числе отсюда должно исходить и планирование строительства детских садов там, где их не хватает. Кстати, в малых городах, из которых люди уезжают, огромное количество детских садов закрывается. А потом их в итоге не хватает в мегаполисах. Ну, так поддержите малые города – и детские сады будут, не надо будет даже никаких дополнительных мест создавать!

И не надо лишать матерей трехлетнего отпуска по уходу за ребенком. Отправлять ребенка в ясли в полтора года, на мой взгляд, неправильно – многие только начинают ходить. И попадание в ясли в таком возрасте вредно главным образом из-за того, что это стресс для ребенка», – убежден Владимир Хрыков.

Рощин Сергей Хрыков Владимир
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).