Кремль нашел новый способ избавления от репутационных потерь при продавливании на губернаторских выборах своих кандидатов. Свежая идея состоит в том, что можно не добиваться победы своего кандидата во что бы то ни стало, а позволить победить оппозиции. Таким образом, пишут «Ведомости», будет возможно показать оппозиции, что политическая реформа не была фикцией.
В 2013 году истекают сроки полномочий губернаторов семи регионов — Хабаровского и Забайкальского краев, Владимирской и Магаданской областей, Чукотки, Хакасии и Ингушетии. Московской области предстоят выборы из-за досрочной отставки Сергея Шойгу с поста губернатора. Не исключено, что некоторые другие региональные лидеры решат пойти на выборы добровольно, о таком намерении, например, заявлял губернатор Кировской области Никита Белых.
Кремль вряд ли будет отказываться от победы в ключевых регионах — Московской области и Хабаровском крае, а также в вечно проблемной Ингушетии. Как бы специально для Северного Кавказа даже принимается закон, который позволит по воле регионального парламента отказаться от выборов и сохранить действующую последние семь лет систему назначения губернаторов.
Как ни странно, для Кремля победа в отдельно взятом регионе на выборах оппозиционного кандидата в губернаторы не грозит никаким апокалипсисом. Большинство российских регионов — глубоко дотационные, а значит условный оппозиционер-победитель в любом случае будет вынужден ходить на поклон в Москву для финансирования жизненно важных направлений. Даже если предположить, что врагу Кремля достанется благополучный регион, то губернатор все равно не сможет развернуть там активную деятельность и создать штаб по борьбе с режимом. Россия хоть и федеральная страна, однако слишком много полномочий находтся не в руках регионов, а в совместном ведении федеральных и региональных властей. Как правило, это означает, что Госдума по соответствующему вопросу принимает рамочный закон, который оставляет регионам крайне мало степеней свободы.
Губернатор-оппозиционер, в конце концов, как никто другой сможет способствовать разочарованию россиян в оппозиции. Внезапно окажется, что противник Путина часто ездит в Москву для встреч с ним, речи ведет не про нищенские зарплаты врачей и учителей, а про скучные проценты по облигациям правительства области, программы развития до 2020 года и далее по списку.
Угрозу стабильности, скорее, представляют не оппозиционные губернаторы, а вполне благочинные единороссы, из которых не все умеют тихо-спокойно вести свою политику.
Некоторые оказываются настолько бездарны, что разваливают все, до чего только можно дотянуться. Например, Мурат Зязиков практически вверг Ингушетию в гражданскую войну. Его преемнику Юнус-Беку Евкурову было крайне непросто успокаивать республику, где долгое время похищение людей и кровная месть были практически обычным явлением.
Некоторые губернаторы в каких-то целях санкционируют «движуху» — слабо контролируемую активность гражданских
сил, итог которой крайне плохо прогнозируем. Так, Сергей Собянин начал, кажется, обращать внимание на многочисленных районных активистов. В результате сейчас организовано сопротивление строительству Северо-Западной хорды и даже появился шанс предотвратить превращение Ленинского проспекта в бессветофорную трассу с подземными переходами и многоуровневыми развязками. Еще несколько лет назад, при Юрии Лужкове, сложно было себе представить, что кто-то сможет сказать хоть слово против всесильного строительного комплекса столицы, который с таким удовольствием закапывает миллиарды рублей в реконструкцию и строительство трасс.
Оппозиционные губернаторы во второстепенных областях, которые заняли свои посты в результате предвыборной борьбы, а не в итоге либерального эксперимента, хороши почти с любой точки зрения. Единственное «но» — они не вписываются в картину политической реальности, существовавшей еще пару лет назад. Если таковые и правда появятся уже в сентябре 2013 года, Кремлю придется вести немого более сложную региональную политику, зато намного более изящную.