Чудовский районный суд города Чудово Новгородской области оштрафовал жителя города Малая Вишера Юрия Картыжева на 30 тысяч рублей за нарушение ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ — о неуважении к обществу, государственным символам и органам власти. Это первый случай применения статьи, поправки в которую были внесены весной 2019 года.
«Судом установлено, что 31 марта 2019 года К., находясь дома в городе Малая Вишера, разместил в сети "Интернет" в открытом доступе две записи с информацией в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность и выражает явное неуважение к обществу, государству, органам, осуществляющую государственную власть в РФ», — уточнили в суде.
Картыжев на свой странице в социальной сети «ВКонтакте» прокомментировал решение предоставить Киргизии 30 миллионов долларов фразой «Путин – сказочный ……». Против первого штрафа за неуважение к власти в российском сегменте сети развернулся флешмоб. Пользователи размещают записи с этой фразой, либо заменяют оскорбительное слово на рифмующееся. Картыжев разместил на своей странице «ВКонтакте» фотографию своей банковской карточки и призвал пользователей помочь со сбором средств на оплату штрафа.
Своим мнением о перспективах дела в Европейском суде по правам человека с «Полит.ру» поделился член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, кандидат юридических наук, председатель организации «Агора» Павел Владимирович Чиков.
Право обратиться в Европейский суд по правам человека появится только после апелляции, которая еще только должна состояться. И многое зависит, от того как она пройдет и чем закончится. Вариантов исхода апелляция может быть больше двух, не только «отменить» или «оставить в силе», может быть, например, изменение приговора.
Если при апелляции постановление будет оставлено в силе, мы обязательно пойдем в ЕСПЧ. Доказывая среди прочего, что привлечение к административной ответственности и наказание в виде штрафа ограничили свободу слова заявителя. Если говорить простым языком, граждане имеют право материть власть. Что в данном случае и было сделано. И, соответственно, вмешательство в конституционное право материть власть было необоснованным и не преследовало никакой цели. Абсолютно очевидно, что делая свое высказывание, Юрий имел в виду не оскорбление личности президента, а высказывал свое отношение к проводимой государственной политике, к принимаемым государством решениям. И он имеет на это право как свободный гражданин свободной страны.
Своим мнением о том, можно ли назвать этот случай ярким примером «эффекта Стрейзанд», и о том, в какой социальной сети лучше оскорблять власть, с «Полит.ру» поделился журналист, главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Алексеевич Солдатов.
К сожалению, в связи с этой новостью можно говорить о двойном эффекте. Безусловно, есть сообщество людей, которые уже настолько твердо стоят на каких-то своих жизненных позициях, и в том числе у них настолько четкая политическая позиция, что для них имеет место «эффект Стрейзанд». Они в связи с этим вспоминают высказывание Немцова по похожему поводу.
Но в то же время есть и второе сообщество, которое намного больше по количеству людей. Это обычные российские граждане, которые, конечно, воспринимают это как сигнал, что надо еще осторожнее вести себя в социальных сетях. Логика тут понятна, и она вполне четко эксплуатируется российскими властями. Что, мол, известных либералов из Москвы, которые на виду, кто-нибудь, может, и защитит, а человек без социального статуса и знакомств и станет жертвой репрессий. Не случайно, самые громкие, совсем уже нелепые дела по высказываниям в социальных сетях начинаются в регионах, а не в Москве и в Санкт-Петербурге.
Боюсь, что два этих сообщества, две этих аудитории все больше расходятся. Не думаю, что между двумя этими аудиториями происходит обмен мнениями. Думаю, первая реакция у людей из «Вконтакте» и «Одноклассников», когда они видят такие новости, это все же именно страх. Отмечу еще, что, смотря на правоприменение, мы видим, что подавляющее большинство дел по высказываниям в социальных сетях, это «ВКонтакте», с Facebook связаны какие-то единичные случаи.