В преддверии единого дня голосования, который пройдет 14 сентября 2014 года, на первый план выходит вопрос, за что же отвечает губернатор? С одной стороны, понятно, что есть вполне конкретный, определенный законами круг полномочий и сфер ответственности должностного лица, и любому заинтересовавшемуся не составит особого труда с ним ознакомиться. С другой стороны, неистребимо в российском обществе убеждение, что «главный» отвечает за все. За все в стране отвечает президент, ну а в регионе, соответственно, губернатор. Эта точка зрения не имеет под собой никаких практических оснований, но разделяют ее многие.
Вот, к примеру, Мурманская область, жители которой 14 сентября будут выбирать губернатора. Основной претендент на победу – врио губернатора Марина Ковтун, губернатор области с апреля 2012 года по май 2014 года. Список «болевых точек» региона тут весомый:
Можно добавить еще низкие среднегодовые температуры воздуха и слишком длинную полярную ночь, и есть подозрение, что некоторая часть электората вполне согласилась бы с критикой власти и по этим пунктам.
Мурманская область – проблемный регион, начиная с географического положения и климата и заканчивая уровнем жизни и демографической ситуацией. Проблемы копились не годами – десятилетиями. Можно ли за два года, что Ковтун возглавляла область, снять проблему мазутозависимости в регионе, который чуть не 80 лет работал исключительно на мазуте? Или сельское хозяйство. Это за полярным кругом, при нынешних ценах на корма и энергию.
Или та же экология. Как с позиций экологии оценивать два года правления Ковтун: ухудшилась? Улучшилась? Получается критика ради критики, что особенно наглядно на примере критики отсутствия самовыдвиженцев. В Мурманской области действительно только кандидаты от партий могут вдвигаться на пост губернатора. И основное недовольство законом выражают лидеры партий из числа депутатов Мурманской областной думы, сами этот закон принимавшие. Тогда убирали конкурентов себе, а теперь оказалось, что и сами конкуренцию составить не в состоянии.
Многие проблемы региона связаны между собой. Расселение ветхого жилья и темпы нового строительства. Проблемы ЖКХ и борьба с коррупцией. Кстати, самое громкое антикоррупционное дело в Мурманской области – арест директора «Колэнергосбыта» Г.Шубина – случилось при Марине Ковтун. А темпы жилищного строительства в 2013г. остались на уровне 2012г., когда темпы роста были самыми высокими по СЗФО.
Два года назад первейшей задачей региональной власти в Мурманске было налаживание отношений и встраивание системных связей между здоровыми силами региона. Предыдущие годы войны всех против всех – губернатора против думы, региональной власти против муниципалитетов, финансово-промышленных групп между собой и со всеми – дорого обошлись области, и нужен был человек, который договорится, примирит, успокоит. Марина Ковтун с этой задачей справилась. Можно говорить, что на сегодня, при всех сохраняющихся сложностях, налажен диалог с элитами, осуществляется взаимодействие с ключевыми предприятиями области (причем не только на территории, но и с головными органами в Москве), разработана инвестиционная стратегия региона, интересы Мурманской области успешно лоббируются в государственных органах власти.
Все эти направленные на простую нормализацию шаги привели к тому, что за прошлый год область по сводному индексу социально экономического развития поднялась с 53 на 42 место среди субъектов РФ. Тем не менее, критики власти рекомендуют губернатору «меньше думать об успехах, а решать проблемы», и указывают на чрезвычайно низкие, по их мнению, темпы установки коллективных приборов учета. Кроме губернатора, понятное дело, этим заняться некому…