Министра образования РФ Андрея Фурсенко закидали яйцами на встрече с молодежью Красноярска. Инцидент произошел в Доме учителя, где министр обсуждал с представителями общественных организаций и студентами вузов предстоящую реформу системы высшего образования. Двое молодых людей с криками "Нет реформе образования" подбежали к министру и бросили в него несколько сырых яиц. Фурсенко снял испачканный пиджак и попросил присутствующих не поддаваться эмоциям: "Ведь в любой реформе принципиально важен диалог", - сказал он. Встреча была продолжена.
Яйцеметатели представились "молодыми комсомольцами", они задержаны и доставлены в РОВД Центрального района Красноярска. Против них возбуждено административно уголовное дело. "К сожалению, в семье не без урода", - прокомментировал случившееся губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.
Министр образования находится в Красноярске в рабочей поездке, в ходе которой обсуждаются планы по сокращению числа вузов и созданию на их базе единого Национального университета, который планируется создать в регионе до 2007 года на базе местного научного центра. Авторы проекта считают, что единый университет не только позволит исключить нежелательные финансовые затраты и дублирование при подготовке одновременно в нескольких вузах, к примеру, дипломированных юристов и экономистов, но и даст возможность готовить элитных специалистов. Предполагается, что, вобрав в себя несколько уже действующих высших учебных заведений, Красноярский национальный университет сможет объединить на своих факультетах примерно 50-60 тысяч студентов. По мнению авторов проекта, "базовой площадкой" для создания элитного университета может стать действующее в городе Железногорске Научно-производственное объединение Прикладной механики имени академика Михаила Решетнева, в цехах которого производится до 70% российских космических аппаратов различного назначения. Андрей Фурсенко одобряет этот проект.
Идея создания "национальных университетов" созрела в Минобразования уже давно. Согласно планам Андрея Фурсенко, 10-20 "национальных университетов" получат наибольшее финансирование и статус, им предоставят свободу в определении учебной и экзаменационной политики. 100-200 вузам "второго эшелона" государство будет выделять деньги на подготовку бакалавров и магистров, а всем остальным - только на бакалавров. Этим вузам "третьего эшелона" предложат перейти в негосударственные некоммерческие, а в некоторых случаях и на коммерческие формы существования.
Отметим, что идея ранжирования вузов - очень здоровая с точки зрения эффективности государственных расходов. Однако судьба любой реформы зависит не столько от схемы, сколько от того, как реформистский замысел реализуется в материале. А материал приблизительно таков: сфера образования чрезвычайно раздута, в некоторых вузах ничему особенному не учат: количество юристов и экономистов, мало приспособленных к жизни, больше, чем нужно для экономики. Государственные деньги (не очень маленькие сами по себе) размываются тонким слоем и сливаются со значительным материальным вкладом студентов и их родителей по ужасно коррупционной схеме. Средства получают в основном не по-настоящему сильные образовательные и научные центры, а конъюнктурные администраторы от образования никак и не перед кем не ответственные за результат.
С другой стороны, в России возникла система почти поголовного высшего образования. Для российских граждан - это важнейшая социальная ценность. Более того - единственная надежда для большинства семей, потерявших общественный и материальный статус в результате либерально-экономической революции 90-х, хотя бы в детях выйти из низов.
Между тем на днях стало известно о планах Министерства образования по сокращению в 2005 году количества бюджетных мест в государственных вузах на 43 тысячи. В результате в этом году на бесплатное обучение могут рассчитывать 567 тысяч 285 студентов (на 43 тысячи меньше, чем в прошлом году), тогда как аттестат о среднем образовании получат 1 миллион 293 тысячи выпускников. Причем сокращение будет производиться за счет гуманитарных специальностей: сокращены квоты на подготовку филологов, экономистов, управленцев и педагогов. Зато будет увеличено число бюджетных мест по специальностям "Автоматика и управление" и "Сфера обслуживания".
Сегодня на обучение каждого студента-бюджетника государство выделяет менее 20 тысяч рублей в год. По мнению Андрея Фурсенко, объем финансирования должен увеличиться в пять раз. Этого уровня в Министерстве образования планируют достичь в течение нескольких лет, в том числе за счет сокращения бюджетных мест: в следующем году их станет еще меньше. Кроме всего прочего, чиновники решили усилить контроль за работой вузов, которые подчиняются отраслевым министерствам, например Минтрансу, Минсельхозу, Минздраву. По словам руководителя Рособразования Григория Балыхина, большинство отраслевых вузов практически не готовят специалистов для своей отрасли, а все больше юристов и экономистов.
Что касается среднего образования, что с 1 января этого года вступили в действие около ста поправок в федеральный закон "Об образовании", согласно этим поправкам, гимназии и кадетские корпуса лишились государственной поддержки, их финанасирование полностью перешло на усмотрение регионов. Все учителя лишились надбавки к зарплате на методическую литературу, а сельские учителя - еще и специальной надбавки. Льготный проезд и бесплатное питание для школьников отменены, прекращено финансирование учебной литературы. Частные школы поставлены на одну ступень с другими объектами бизнеса и не имеют больше никаких приоритетов при, например, аренде помещения. Они фактически приравнены к магазинам. По мнению экспертов, это приведет к тому, что закроются 10 до 20 процентов частных школ.
См. также:
Россия: высшее образование обесценивается