будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Страна

За кадром решают все

За кадром решают все
SmenElit7

Установление предельного возраста для чиновничества — 60 -65 лет — страховка от появления в стране новой геронтократии. Такой законопроект внес в Думу Дмитрий Медведев. Правда, первых лиц сия поправка в законодательство не коснется. А далее — может не коснуться и вторых, третьих и так далее лиц. Сама же по себе кадровая политика демонстрирует отсутствие единых подходов и правил. Соответственно повышается риск неисполнения любых норм запретительного свойства и роль аппаратных интриг и доступа к телу.

Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Суть их сводится к тому, что чиновник должен отправляться на пенсию после достижения 60-летнего возраста. Однако, если его руководство считает его ценным кадром, с ним можно заключить срочный контракт — от года до пяти. А уже в 65 лет — придется уйти с госслужбы.

Прежде всего, это вовсе не означает, что 57-летний Владимир Путин (осенью 2012 года исполнится 60) вынужден будет уйти в отставку после достижения означенного возраста. Первые лица государства избираются или назначаются согласно иным законам (конституция, федеральные законы), в которых прописан особый характер их «назначения» и особые возрастные рамки. Просто ранее норма трактовалась широко и чиновники самого что ни на есть пенсионного возраста могли сидеть вплоть до могилы в своих креслах.

Пренебрежение нормой — нормальная практика свободного толкования правил российским чиновничеством. Ее Дмитрий Медведев в ходе предвыборной кампании трактовал как «правовой нигилизм». Однако речь идет, скорее, об особом правовом сознании — не в отрицании норм вообще, а в их расширительном или же превратном толковании, по принципу «закон, что дышло». И здесь власть верховная, несмотря на многочисленные правильные декларации, также находится в положении широкой трактовки нормы. Понимание того, что ситуация имеет обыкновение меняться дает властям разного уровня повод страховаться в том числе законами. Например, серьезным образом реформировать выборную систему и законодательство, с целью появления в России подконтрольного парламента и де-факто запрета на появление новых партий.

С кадровой политикой история похожая. Так, в прошлом декабре Дмитрий Медведев рассказал, что четвертый срок для губернаторов — то, чего федеральная власть не желает более допускать. Но немногим позже назначил на четвертый срок кемеровского губернатора Амана Тулеева. Писанной нормы в данном случае никакой нарушено не было, но устно заявленный принцип был в значительной степени обессмыслен. Может, тогда и Юрий Лужков сумеет продлить полномочия? Это как раз касается новой инициативы — непоследовательность в проведении любых инициатив лишает их смысла. В каких-то случаях руководители или подчиненные окажутся настолько незаменимыми, что не захотят уходить или же их не захотят отпускать. Во втором случае уйти все-таки можно будет, как сделал некогда глава Экспертного управления президента Симон Кордонский — не вышел по достижении пенсионного возраста на работу.

Руководитель сидит после 60 лет (и даже 65) — вполне вероятно, что он захочет и команду сохранить,  вполне возможно того же возраста. Вот и будут кочевать команды, не взирая ни на какие запреты. Да и молоды топ-управленцы путинского призыва. Куратору энергетики Игорю Сечину 60 исполнится еще только в далеком 2020 году. Доживет ли нынешний законопроект до той поры — большой вопрос. Другое дело, что кадровая политика в нынешнем виде вряд ли провоцирует геронтократию. Обманчивая кадровая стабильность оборачивается постоянными аппаратными войнами.

Следствием таковых вроде бы стала недавняя отставка главы Федерального агентства по вооружениям (Рособоронпоставка) Виктора Черкесова. Тусовочное возбуждение было гарантировано тем, что Виктор Черкесов руководил питерским ФСБ, затем был первым замом у руководителя ФСБ Владимира Путина, а с некоторых пор впал, кажется, в немилость после выступления в прессе против «обмирщения» силовиков, превратившихся в торговцев.

Если не впутывать конспирологию глобальных клановых войн («Медведев уволил соратника Путина», Дмитрий Травин в «Слоне.ру» описал отставку как «распад команды Путина»), то видится простая аппаратная интрига главы Минобороны Сердюкова, которому на посту главы Рособоронпоставки нужен был свой человек. Новая руководительница агентства трудилась с Сердюковым в налоговом ведомстве.

Стилистически же получилось здорово — утром 13 июня, после празднования дня России на сайте президента появляется указ об увольнении Черкесова (номер 704, «О Черкесове В.В.», причем не виде сканированного документа, а в виде новости на сайте) и назначении Надежды Синниковой («Указ № 705 о руководителе Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств», новость на президентском сайте почему-то датирована 30-м июня). То есть — первый «О Черкесове», а второй «О руководителе». Освобожден Черкесов без объяснений о «собственном желании» или «переходе на новое место работы». Как бы в никуда.

«Газете.ру» политологи объясняли, мол, Рособоронпоставка — структура закрытая и оценить эффективность Черкесова сложно. Вообще-то можно: Счетная палата в прошлом году публиковала данные, по которым за полгода Рособоронпоставка истратила 0,1 процента бюджетных средств, а по результатам года 0,12. То есть: никакой техники в прошлом году агентство  вообще не закупало. Есть и обратный пример: на днях (президентским указом от 10 июня) замы Черкесова Дмитрий Коноплев и Владимир Цыбин стали государственными советниками 3 класса (оба - замглавы агентства с апреля 2008 года) . То есть — были повышены в чине. Вероятно по выслуге лет, но получается, что формально особых претензий к руководству агентства 10 июня у руководства страны не было. Лично Черкесова было решено убрать. Почти «под покровом ночи», без внятных объяснений. Просто сначала перевели Рособоронпоставку под контроль Минобороны, теперь решено было и снять руководителя. Такая получается кадровая политика — как ее привести к единым правилам игры?

Можно, кстати, было протащить президентские поправки через Думу экстренным образом, немного подождать и уволить Черкесова в связи с достижением 60-летнего возраста — 60 ему будет 13 июля. То есть — не продлить контракт, по закону. Видимо, существовали аппаратные риски, непонятного свойства. Что-то там такое кому-то мог Черкесов донести. Или не мог. Темнота и отсутствие мотивации. «Независимое Военное обозрение» настаивало еще недавно, что Рособоронпоставка— ненужная структура. А теперь там сердюковские, возможно и сгодится на что-то. До бесконечности расшиваемое кадровое поле лишено логики — правил нет. И 60-летний рубеж, как представляется, преодолеют многие руководители, а за ними постараются последовать и подчиненные. Для соблюдения любых правил игры будет нужна неслабая политическая воля.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).