Установление предельного возраста для чиновничества — 60 -65 лет — страховка от появления в стране новой геронтократии. Такой законопроект внес в Думу Дмитрий Медведев. Правда, первых лиц сия поправка в законодательство не коснется. А далее — может не коснуться и вторых, третьих и так далее лиц. Сама же по себе кадровая политика демонстрирует отсутствие единых подходов и правил. Соответственно повышается риск неисполнения любых норм запретительного свойства и роль аппаратных интриг и доступа к телу.
Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Суть их сводится к тому, что чиновник должен отправляться на пенсию после достижения 60-летнего возраста. Однако, если его руководство считает его ценным кадром, с ним можно заключить срочный контракт — от года до пяти. А уже в 65 лет — придется уйти с госслужбы.
Прежде всего, это вовсе не означает, что 57-летний Владимир Путин (осенью 2012 года исполнится 60) вынужден будет уйти в отставку после достижения означенного возраста. Первые лица государства избираются или назначаются согласно иным законам (конституция, федеральные законы), в которых прописан особый характер их «назначения» и особые возрастные рамки. Просто ранее норма трактовалась широко и чиновники самого что ни на есть пенсионного возраста могли сидеть вплоть до могилы в своих креслах.
Пренебрежение нормой — нормальная практика свободного толкования правил российским чиновничеством. Ее Дмитрий Медведев в ходе предвыборной кампании трактовал как «правовой нигилизм». Однако речь идет, скорее, об особом правовом сознании — не в отрицании норм вообще, а в их расширительном или же превратном толковании, по принципу «закон, что дышло». И здесь власть верховная, несмотря на многочисленные правильные декларации, также находится в положении широкой трактовки нормы. Понимание того, что ситуация имеет обыкновение меняться дает властям разного уровня повод страховаться в том числе законами. Например, серьезным образом реформировать выборную систему и законодательство, с целью появления в России подконтрольного парламента и де-факто запрета на появление новых партий.
С кадровой политикой история похожая. Так, в прошлом декабре Дмитрий Медведев рассказал, что четвертый срок для губернаторов — то, чего федеральная власть не желает более допускать. Но немногим позже назначил на четвертый срок кемеровского губернатора Амана Тулеева. Писанной нормы в данном случае никакой нарушено не было, но устно заявленный принцип был в значительной степени обессмыслен. Может, тогда и Юрий Лужков сумеет продлить полномочия? Это как раз касается новой инициативы — непоследовательность в проведении любых инициатив лишает их смысла. В каких-то случаях руководители или подчиненные окажутся настолько незаменимыми, что не захотят уходить или же их не захотят отпускать. Во втором случае уйти все-таки можно будет, как сделал некогда глава Экспертного управления президента Симон Кордонский — не вышел по достижении пенсионного возраста на работу.
Руководитель сидит после 60 лет (и даже 65) — вполне вероятно, что он захочет и команду сохранить, вполне возможно того же возраста. Вот и будут кочевать команды, не взирая ни на какие запреты. Да и молоды топ-управленцы путинского призыва. Куратору энергетики Игорю Сечину 60 исполнится еще только в далеком 2020 году. Доживет ли нынешний законопроект до той поры — большой вопрос. Другое дело, что кадровая политика в нынешнем виде вряд ли провоцирует геронтократию. Обманчивая кадровая стабильность оборачивается постоянными аппаратными войнами.
Следствием таковых вроде бы стала недавняя отставка главы Федерального агентства по вооружениям (Рособоронпоставка) Виктора Черкесова. Тусовочное возбуждение было гарантировано тем, что Виктор Черкесов руководил питерским ФСБ, затем был первым замом у руководителя ФСБ Владимира Путина, а с некоторых пор впал, кажется, в немилость после выступления в прессе против «обмирщения» силовиков, превратившихся в торговцев.
Если не впутывать конспирологию глобальных клановых войн («Медведев уволил соратника Путина», Дмитрий Травин в «Слоне.ру» описал отставку как «распад команды Путина»), то видится простая аппаратная интрига главы Минобороны Сердюкова, которому на посту главы Рособоронпоставки нужен был свой человек. Новая руководительница агентства трудилась с Сердюковым в налоговом ведомстве.
Стилистически же получилось здорово — утром 13 июня, после празднования дня России на сайте президента появляется указ об увольнении Черкесова (номер 704, «О Черкесове В.В.», причем не виде сканированного документа, а в виде новости на сайте) и назначении Надежды Синниковой («Указ № 705 о руководителе Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств», новость на президентском сайте почему-то датирована 30-м июня). То есть — первый «О Черкесове», а второй «О руководителе». Освобожден Черкесов без объяснений о «собственном желании» или «переходе на новое место работы». Как бы в никуда.
«Газете.ру» политологи объясняли, мол, Рособоронпоставка — структура закрытая и оценить эффективность Черкесова сложно. Вообще-то можно: Счетная палата в прошлом году публиковала данные, по которым за полгода Рособоронпоставка истратила 0,1 процента бюджетных средств, а по результатам года 0,12. То есть: никакой техники в прошлом году агентство вообще не закупало. Есть и обратный пример: на днях (президентским указом от 10 июня) замы Черкесова Дмитрий Коноплев и Владимир Цыбин стали государственными советниками 3 класса (оба - замглавы агентства с апреля 2008 года) . То есть — были повышены в чине. Вероятно по выслуге лет, но получается, что формально особых претензий к руководству агентства 10 июня у руководства страны не было. Лично Черкесова было решено убрать. Почти «под покровом ночи», без внятных объяснений. Просто сначала перевели Рособоронпоставку под контроль Минобороны, теперь решено было и снять руководителя. Такая получается кадровая политика — как ее привести к единым правилам игры?
Можно, кстати, было протащить президентские поправки через Думу экстренным образом, немного подождать и уволить Черкесова в связи с достижением 60-летнего возраста — 60 ему будет 13 июля. То есть — не продлить контракт, по закону. Видимо, существовали аппаратные риски, непонятного свойства. Что-то там такое кому-то мог Черкесов донести. Или не мог. Темнота и отсутствие мотивации. «Независимое Военное обозрение» настаивало еще недавно, что Рособоронпоставка— ненужная структура. А теперь там сердюковские, возможно и сгодится на что-то. До бесконечности расшиваемое кадровое поле лишено логики — правил нет. И 60-летний рубеж, как представляется, преодолеют многие руководители, а за ними постараются последовать и подчиненные. Для соблюдения любых правил игры будет нужна неслабая политическая воля.