Сегодня основные акционеры нефтяной компании “ЮКОС” якобы заявили о своей готовности заплатить государству выкуп за Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Такой "выкуп" эквивалентен 14,6 миллиардов долларов. Об этом агентству Bloomberg якобы заявил Леонид Невзлин, владеющий 8% группы Menatep Ltd. (крупнейшего акционера ЮКОСа) и находящийся сейчас в Израиле. По его словам, это решение было принято неделю назад, в России на него пока никак не отреагировали.
"В последнее время на нас выходят люди, якобы номинированные Кремлем, которые предлагают всякие варианты переговоров, внутри которых как освобождение Ходорковского, Лебедева, Пичугина, так прекращение преследование Дубова, Брудно, Шахновского и меня, так и разные другие возможные комбинации", - заявил Невзлин в эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Смысл предложений состоит в том, что мы должны частично или полностью потерять свое владение пакетом в ЮКОСе", - пояснил он.
“Мы сделаем все для освобождения наших друзей, – сказал Невзлин. – Если будут гарантии их освобождения, мы отдадим свои акции. Гарантия может быть одна - сначала освобождение, затем наш выход”. Еще один акционер ЮКОСа Владимир Дубов заявил: “Я лично немедленно поменял бы акции в обмен на освобождение наших людей”.
Директор фонда "Открытая Россия" Александр Осовцов, комментируя высказывания Невзлина, заявил следующее: "Если никаких других способов, кроме выкупа, чтобы освободить заложников, не существует, то нормальные люди предлагают террористам выкуп". Он считает, что предложения акционеров "выглядят абсолютно логично", поскольку "власти всегда имеют возможность любыми способами, пусть самыми незаконными - с помощью суда Басманного, Московского городского и им подобных судов - взять все и отнять".
Эксперты, считают, что власть предложение г-на Незвлина не примет. Правда, каждый привел этому собственные объяснения.
По мнению зампредседателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, предложение акционеров ЮКОСа “не может иметь никаких последствий”. Нет такого закона, чтобы акции можно было менять на освобождение человека, сказал Медведев корреспонденту РБК. По его мнению, это заявление – “крик отчаявшейся души”.
Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков также счел это предложение нереалистичным, потому что “правосудие - не базар, где торгуются”. “Лично я не убежден в правильности тех жестких мер, которые предпринимаются прокуратурой в отношении Ходорковского. В то же время торг здесь не уместен: речь идет о преступлении, и если Ходорковский его совершал, он должен быть наказан, если не совершал, то он должен получить свободу, независимо от того, отдаст свои акции Невзлин или нет”, - заявил Гудков. “В нашей судебной практике до суда доходят только 5-7% дел, остальные завершаются на этапе следствия”, - продолжил лидер народников. Может быть, эти слова можно понять так, что “дело Ходорковского” может войти в те самые 93-95%, не доходящих до суда.
Единодушны в объяснении причин отказа власти принять предложение Невзлина экс-сопредседатель СПС Борис Немцов и лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов.
“Поступок Невзлина, безусловно, благородный. Но он вряд ли приведет к положительному результату. Потому что если власти возьмут эти акции, то они признаются в том, что они террористы, захватившие заложника и попросившие за него выкуп. Вряд ли они как борцы с терроризмом, по крайней мере, так они хотят выглядеть в глазах мирового сообщества, готовы пойти на такой шаг”, - заявил в интервью “Полит.ру” Борис Немцов. По его мнению, власти будут доказывать вину Ходорковского, хотя их “действительная цель – это изолировать Ходорковского как политического конкурента и национализировать ЮКОС, чтобы другим неповадно было”.
Государство не признает открыто, что посадило Ходорковского, чтобы взять его деньги, “оно привыкло действовать коварно и подло”, считает Эдуард Лимонов. “Если государство на это пойдет, то начнется новый этап откровенного цинизма, таких проскрипций. Как римские императоры, когда у них не было денег, составляли списки самых богатых людей в государстве, а потом придумывали им преступления. Я, наверное, слишком хорошо думаю про наши власти, но они на проскрипции не пойдут”.
А вот вице-спикер Госдумы Олег Морозов считает, что данный вопрос – сугубо коммерческий: “Если такой ценой покупается свобода конкретного человека - я “за”, поскольку выигрывает и государство, и человек”.
Своеобразным разрешением истории с этим экстравагантным предложением стаол заявление Леонида Невзлина: "Ни с какой инициативой о передаче государству своей доли в ЮКОСе я не выступал", - Об этом он заявил в интервью телеканалу РБК. Он пояснил, что с ним и с другими акционерами компании, находящимися в настоящее время за границей, постоянно пытаются связаться "многочисленные посредники с сомнительными полномочиями". Аналогичные предложения поступают и менеджменту ЮКОСа, отметил Л.Невзлин. Комментируя распространенную Bloomberg информацию о том, что акционеры ЮКОСа готовы передать принадлежащие им пакеты акций компании в обмен на освобождение М.Ходорковского и П.Лебедева, Л.Невзлин сказал, что лишь отвечал на вопрос корреспондента о том, какова его позиция по подобным переговорам. "В принципе можно было бы проводить такие переговоры, - сказал Л.Невзлин. - Мы перестанем быть мажоритарными акционерами, но измените меру пресечения, пусть люди выйдут на свободу, и мы сможем выстроить единую позицию".