В России вступило в силу постановление правительства, которое устанавливает средние разовые дозы наркотиков. Эти размеры позволят определять крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, за который установлена уголовная ответственность.
Ранее размеры средних доз не были закреплены в документах, что позволяло задержать и посадить человека, у которого находили любое количество наркотиков. В результате в тюрьму попадали наркоманы, у которых в кармане находили 1-2 дозы. При этом торговцы наркотиками уходили от ответственности, а статистика была вполне удовлетворительной.
Согласно постановлению правительства, средняя доза героина установлена в 0,1 г, марихуаны высушенной – 2 г, невысушенной – 14 г, маковой соломки высушенной – 10 г, невысушенной – 70 г, опия – 0,5 г, амфетамина – 0,1 г.
Один из авторов этого документа, президент фонда “Нет алкоголизму и наркотикам” Олег Зыков оценивает постановление правительства как первый шаг в формировании осознанной государственной наркополитики.
Отраженные в таблице среднеразовые дозы были рассчитаны специалистами Независимого экспертного совета по злоупотреблению психотропными веществами в пику традиционной “репрессивной” таблице, использовавшейся Госнаркоконтролем. В совет вошли специалисты разного профиля: наркологи, юристы, психологи, возглавил его академик, бывший министр здравоохранения Андрей Воробьев, один из членов совета – бывший председатель Конституционного суда Тамара Морщакова. Не было только представителей каких-либо ведомств. “Мы не привлекали к работе специалистов из каких-либо ведомств, потому что подход к проблеме у нас разный. Мы исходим из того, что репрессивными мерами проблему наркомании не решить. И надеемся, что Госнаркоконтроль это тоже поймет и мы будем сотрудничать”.
По мнению Зыкова, наркополитика должна отражать два аспекта. “Во-первых, социально-психологический аспект. Это люди, которые с помощью наркотиков решают свои личные проблемы – конфликт с собой и обществом . Им нужно предложить альтернативные инструменты решения этих проблем – развивать группы взаимопомощи, помогать им входить в лечебную субкультуру, которая предлагала бы позитивный пример, пропагандировать здоровый образ жизни и проч.
Во-вторых, есть люди, которые наживаются на наркотиках – это наркобароны и наркодилеры. Вот их нужно преследовать, отслеживать потоки грязных денег, механизмы их отмывания. Против них должно быть направлено преследование, а не против тех, кто стал их жертвами”, - сказал Зыков в интервью “Полит.ру”.
До вчерашнего дня у нас работал тоталитарный подход – мы наказывали всех, кто хотя бы как-то связан с наркотиками. Сейчас, когда мы говорим о демократии, мы должны четко разделять, кого преследовать, а кому помогать. По мнению Зыкова, Госнаркоконтроль просто вынужден будет научиться оперировать новыми категориями и работать в изменившихся условиях. “Если раньше, можно было посадить любого, у кого нашли любое количество наркотического вещества, то сейчас установлены некие границы, ограничивающие произвол”, - говорит Зыков. Уголовному преследованию все равно могут подвергаться те, у кого нашли “корабль” с травой, хотя здравый смысл подсказывает, что это не те количества, с которыми работают “пушеры”. “Вопрос в том, как будет работать это постановление на практике. Госнаркоконтролю необходимо будет поменять стратегию своей работы, отказаться от массовых репрессий, которые являются пока единственным показателем эффективности деятельности комитета, поменять логику статистики, развивать превентивные формы работы, активнее применять административные наказания. Ведь сейчас применяются они крайне редко, а зря. Смысл таких наказаний – в том, чтобы создать общественное давление на человека с целью заставить его искать альтернативные формы поведения. Госнаркоконтролю придется научиться мыслить категориями развития лечебной субкультуры”.
Вопрос только в том, захочет ли Госнаркоконтроль работать по-новому…