16 марта Конституционный суд пришел к выводу, что поправки законны, как и обнуление сроков действующего президента. На то, чтобы рассмотреть поправки, у суда было семь дней, но хватило всего двух — суд начал рассматривать документ вечером в субботу, 14 марта, и закончил днем в понедельник, 16 марта. Заседание прошло в экстренном режиме. «Медуза» отмечала, что до этого Конституционный суд в таком режиме рассматривал только вопрос присоединения полуострова Крым к России. По данным «Би-би-си», судья Константин Арановский — в декабре он назвал СССР «незаконно созданным государством» и заявил, что Россия не может стать правопреемницей «репрессивно-террористических деяний» СССР — на заседании отсутствовал из-за больничного.
В 52-страничном заключении Конституционного суда, опубликованном на сайте, в основном говорится: всё нормально, поправки не противоречат ни другим статьям действующей Конституции, ни чему-либо другому. Но задача КС — объяснить, какой смысл скрыт за этими поправками. И вот тут начинается самое интересное.
Общенародное голосование «имеет особую юридическую природу». Это «форма непосредственного народного волеизъявления при принятии указанного государственного решения» и не противоречит функциям и прерогативе Федерального собрания. Оно отвечает главному принципу — принципу народовластия, поэтому «конституционный законодатель, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки».
Объяснение: Текущее требование (не более двух сроков подряд) вообще-то конкретно не допускает дополнительных сроков для президента. Но у нас нет точных указаний, что делать в переходный период (что сейчас и есть, ведь Конституция обновляется). Чтобы давать человеку право снова избираться, раз уж на то пошло, у нас должны быть институциональные гарантии: развитый парламентаризм, реальная многопартийность, наличие политической конкуренции, эффективная модель разделения властей, снабженная системой сдержек и противовесов, а также обеспечение прав и свобод независимым правосудием, включая деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
С этим всем у нас всё в порядке, а новые поправки так еще и укрепляют парламентаризм. Выборы — это же демократический процесс, действующий президент может и не избраться снова, потому что народ проголосует за другого.
Но так как «обнуление», как и все поправки, вынесено на всеобщее голосование, то всё в порядке: голосование — демократический процесс волеизъявления народа. Голосование «придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению».
Цитата: С одной стороны, конституционная характеристика демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет, установление в этом аспекте достаточно жестких ограничений. С другой стороны, конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, при том что его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остается за избирателями, а наличие у лица статуса действующего главы государства отнюдь не предрешает победы на выборах, поскольку другие кандидаты могут ограничиваться обнародованием своих программ и критикой действующего главы государства, а последний объективно связан необходимостью предъявить результаты своей деятельности за прошедший период.
Максимально философская часть. Следите за руками: единственный источник власти в России — многонациональный народ. Он — носитель суверенитета, который распространяется на всю территорию РФ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти и органы местного самоуправления. Система органов госвласти и местного самоуправления работает на общих принципах.
Категория «единая система публичной власти» производна от основополагающих понятий «государственность» и «государство», которые означают политический союз (объединение) многонационального российского народа.
Общая суверенная власть данного политического союза (российского народа) распространяется на всю территорию страны и функционирует как единое системное целое в конкретных организационных формах, определенных Конституцией Российской Федерации. Следовательно, органы местного самоуправления, которые согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти, указанных в ее статьях 10 и 11, во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа.
В своем функциональном предназначении единство публичной власти выражается и в том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Кстати, согласно поправкам, местные органы самоуправления больше не будут выполнять функцию охраны общественного порядка. А вводить собственные налоги смогут.
Объяснение: КС будет решать, возможно ли исполнить решения международных договоров РФ и решения межгосударственных органов (например, ЕСПЧ) и что делать, если такие решения противоречат Конституции России. В документе судей говорится, что приоритет российского права над международным нужен, чтобы исполнять международное право. Логично, не правда ли?
Цитата: Данный механизм предназначен не для утверждения отказа от исполнения международных договоров и основанных на них решений межгосударственных юрисдикционных органов, а для выработки конституционно приемлемого способа исполнения таких решений Российской Федерацией при неуклонном обеспечении высшей юридической силы Конституции Российской Федерации в российской правовой системе, составной частью которой являются односторонние и многосторонние международные договоры России, в том числе предусматривающие соответствующие правомочия межгосударственных юрисдикций.
Объяснение: По мнению суда, основная цель создания семьи — рождение детей, отсюда и определение. Судьи подчеркнули, что это не противоречит Конвенции о защите прав человека, а заставлять государство признавать гей-браки никто не может.
Цитата: Поскольку одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к вопросам демографического и социального характера в области семейных отношений в Российской Федерации лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что согласуется со статьями 7 и 38 Конституции Российской Федерации и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 12), предусматривающим возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года No 496-О и от 19 января 2010 года No 151-О-О).
Но «произвольно вторгаться» в частную жизнь никто не будет, ущемлять права по мотиву их сексуальной ориентации тоже. Государство будет эффективно защищать и восстанавливать нарушение прав, потому что все равны перед судом и законом (так написано в Конституции) .
У нас традиционные ценности. Мы почитаем память защитников Отечества, защищаем историческую правду. Наш важнейший приоритет — дети и их духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие, воспитание в них патриотизма, гражданственности и уважение к старшим. Русский язык нас как народ государствообразует, культура нашего многонационального народа уникальна, поэтому мы будем всех защищать — даже тех, кто живет за рубежном. Будем укреплять международный мир и безопасность, обеспечивать мирное сосуществование государств и народов, но не допустим вмешательства во внутренние дела государства.
Это не идеология. Просто так Путин обычно говорит.
Цитата: семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Именно на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Российская Федерация вправе решать отдельные вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения, не отрицая при этом необходимости учета требований Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов относительно индивидуальной автономии личности.
Точнее, федеральные органы. Предполагается, что в Конституции запишут, что федеральная власть может находиться не только в Москве. Возможно, речь идет не о правительстве, а о возможности разместить в Петербурге — родном городе Владимира Путина — Госсовет.
Цитата: Глава 3 Конституции Российской Федерации дополняется также положениями о возможности создания в соответствии с федеральным законом на территории Российской Федерации федеральных территорий и установления федеральным законом организации публичной власти на таких территориях (статья 67, часть 1), о возможности определения федеральным конституционным законом иного города (городов) — помимо Москвы — в качестве места постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти (статья 70, часть 2).
Объяснение: Судьи решили, что упоминание Бога в Конституции не означает, что все жители страны обязательно должны быть верующими и если верующими, то православными. По их мнению, Бог упоминается для того, чтобы подчеркнуть, что религия сыграла важную роль в становлении страны.
Цитата: Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67 , часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности.
Объяснение: пенсионное обеспечение держится на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Государство должно создавать экономический рост страны и повышать благосостояние граждан — «для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность, направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности».
Объяснение: там мы защищаем суверенитет, а возраст — это чтобы был жизненный опыт. Человек, который хочет избраться, должен быть в «устойчивой политико-правовой связи» с государством РФ. А если он находится в такой же связи с другим государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством снижается». Кроме того, если человек так хочет избраться в президенты или депутаты, он всегда может закрыть счета за рубежом, продать недвижимость, подождать и избраться!
По поводу таких требований к президенту вообще всё очевидно — он же должен российский суверенитет защищать, это его основная обязанность. А если человек когда-либо переходил или имел гражданство другого государства, то доверия к нему никакого не будет.