В прошлой колонке мы предложили рассматривать политические инициативы не с позиции их вредоносности, как это обычно делают критики, или же наоборот прогрессивности, на чем настаивают официальные круги, а с точки зрения их как бы загадочности. Когда на самом деле ни тем, ни другим наблюдателям неизвестно и непонятно, во что эти инициативы выльются и из-за чего затеялись. И метод себя оправдал. Ранжированные таким образом политические феномены продолжились, что предопределило и название настоящей колонки, а описание их получило дополнительный стимул: надо эту загадку раскрыть, не вдаваясь ни в оголтелую критику, ни в столь же оголтелую апологетику!
Вот возьмем, к примеру, образование пресловутой президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Что-либо сказать по этому поводу новое, мощное, умное и аналитическое, практически уже невозможно. Уже все отметили, что непонятно, где размещен исторический канон, который противопоказано фальсифицировать. Не иначе, как в стеклянном гробу на цепях. Что такое История? Если в первом значении этого слова, то объективный процесс развития природы и общества, на который, по правде, невозможно повлиять какой-то, пусть даже и сверхзамечательной президентской комиссией. Если во втором – то всего лишь комплекс общественных наук, как-то удерживающийся трудом нанятых работников начета. Тут широкое поле для вмешательства.
То есть непонятно, о какой истории идет речь. Исключительно о пишущейся или животворящейся, данной нам в ощущениях? И что, собственно, делать с самими ощущениями?
Ведь один ощущает СССР победителем, а другой – прекратившим в силу дряхлости существование административным объектом. Как быть с различной моральной оценкой одних и тех же хоть и идентично отрефлексированных событий, неужто надо создавать еще и этическую комиссию в помощь антифальсификационной, а к ней согласительную, толковательную? Любая сатира по этому поводу, очевидно, будет менее смешна, чем данность бюрократического решения, внедряющегося в закон мироздания, отчего попросту и убивается вместе с сатириками.
Славно уже и то, что компетенция президентской Комиссии УЖЕ вышла за изначальный, затеянной Шойгу, разговор о Великой отечественной войне, став поистине всеобъятной. Оттого, что в Указе, разосланного взамен утратившего силу, исчезли слова о войне, получилось, что бороться в интересах России собираются по всей длине историко-географической шкалы.
Так что, допустим, если какой патриот выдвинет гипотезу, что Русь – колыбель цивилизации, а египтолог из Прибалтики в ущерб интересам России – что, наоборот, колыбель - древний Египет или Эстония, то тут как раз и появится наша Комиссия, чтобы этот вопрос разрулить и египтолога-эстонца утрамбовать. Но это означает так же и то, что впервые в новых демократических временах России указом президента создана полноценная pr-организация, а пиарщики из офисного планктона превращаются в полноценных государевых опричников!
Но вот загадка: столько стало по этому поводу веселья, что совершенно затуманились причина и механика получившегося балагана.
Ведь это же не обычное эпизодическое помутнение бюрократических мозгов – делать указом pr-агентство, балаган строится со знанием дела - размечается земля, врываются колышки, натягивается шатер, приглашаются клоуны, выделяется смета. Система явно шла к этой ситуации с непреклонностью и упрямством носорога, следуя притом как бы и принципам плюрализма. Еще 24 февраля сия странная идея была полемически озвучена главой МЧС России мужественным Сергеем Шойгу на партийном собрании, была там услышана, обсуждена, три месяца обкатывалась в недрах парламента и Администрации, и вуаля! - преобразовалась в соответствующую бюрократическую организацию.
Вот бы по этой технологии (предложение – обсуждение - практические действия) все инициативы общественности проходили!
Однако предложенное мужественным Шойгу почему-то всегда реализовывается (предложил он однажды партию организовать, и она сразу же стала правящей, фактически минуя стадию роста!), а предложенное кем-либо еще – почему-то никогда! И это странно.
Так, убил майор милиции Евсюков при исполнении своих служебных обязанностей несколько человек – и ничего, Система спит. Всю прошлую неделю шли митинги и писались статьи по поводу необходимости реформирования милиции – и опять ничего, Система спит. После этого милиция, как бы в преддверии неминуемого реформирования, - чтоб перед смертью нарадоваться, - еще подавила, поубивала, покрушила нескольких честных граждан. И опять ничего! Система спит, никаких реформ! Как будто в этот раз в технологической «цепочке Шойгу» возник странный затык, тромб. Почему в одном случае тромб, а в другом – нет? Загадка, тайна политической системы России!
2. Большая новая тайна, зачем понадобилось снова внедряться с лопатами и вилами в Конституцию.
Уже ведь увеличили срок полномочий достаточно фиктивных политических субъектов (что не произвело пока абсолютно никаких перемен на политической сцене и не оказало абсолютно никакого воздействия на спектр очевидных угроз стране, ее экономике, обороноспособности, здравоохранению, собесу и политической системе), а тут снова – что-то подвинчивают, подкручивают на этот раз в Конституционном суде.
Критики вопят: это исчезает разделение властей, которое согласно Карлу Попперу непременно должно быть в открытом обществе!
Теперь ведь и Великого Конституционного Инквизитора не будут выбирать рядовые конституционные инквизиторы среди своих, тем самым сохраняя автономность Конституционной инквизиции, а будет назначать президент (по процедуре представления управляемому Совфеду). О, ужас, ужас, ужас! – как сказал отец Гамлета, окончательно превратившись в призрака.
Однако на практике все не так плохо, потому что и раньше совершенно спокойно существовали латентные и потому более эффективные способы налаживания взаимопонимания между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, чем публичное назначение явно угодного и доверенного лица.
Загадка – зачем тогда публичное обнажение предположительного отхода от нормы?
Валентин Зорькин сидел на должности и помалкивал, а тут снова заговорил, забеспокоился и закритиковал, как в славные 90-ые. Это ли искомый результат? Вряд ли. Только ли для того, чтобы должность председателя КС перелицевать на синекуру для уходящих на пенсию президентов эта реформа проводится, или есть какой иной тайный смысл? Например, затеять в будущем что-то совершенно невероятное и для этого использовать «своего» Конституционного судью? Тайна великая есть!
Но кстати, так ли уж прагматично отстаивать «нормы»?
На этот последний вопрос неожиданно вырулила дискуссия по окончанию лекции руководителя Центра политико-географических исследований Московского центра Карнеги Николая Петрова в Билингве. Петров развил, казалось бы, бесспорную теорию о том, что в последнее время в России институты весьма успешно растворяются в субинститутах и повсеместно происходит отход от нормы.
Например, вместо выборов губернаторов, происходит их назначение; парламент становится не местом для дискуссии, вместо разделения властей происходит их соединение в вертикаль, но неожиданно нарвался на критику пришедшей на лекцию публики. Вообще, настрой публики огорчительно изменился. Она стала циничной, без веры в идеалы.
Зачем нам норма, если норма работает с меньшей эффективностью, чем ненорма? - стала возражать она. Когда парламент был местом для дискуссии, была гражданская война. Когда губернаторов выбирали, был региональный сепаратизм. И вообще, что у нас выбирай, что у нас не выбирай, все равно придут одни и те же практически люди с целями личного обогащения. Значит, – делает вывод она, - ненорма – это наша норма, а «норма» - это западная фикция, которая навязывается стране, через тот же Центр Карнеги, с целью ее ослабления…
Вот загадка: как жить в норме - в принципе понятно, а как жить в ненорме – нет. Как непонятно и то, куда ненорма может завести.
«Сказали мне, что эта дорога Меня приведет к океану смерти, И я с полпути повернула вспять. С тех пор все тянутся передо мною Кривые, глухие окольные тpопы»...
Сам по себе сюжет кажется очень ясным. Вдова Собчака, ленинградка Нарусова – сенатор Совфеда от Тувы. А Тува – далеко. А в Петербурге и в Москве хорошо. В свое время тувинцы, видимо, повелись на теорию своего человека в центре власти и поэтому выдвинули Нарусову в Совфед. Тем более, что повсюду говорилось, что «Who is mr. Putin» хотел сделать что-то приятное для вдовы своего учителя. Однако «свой человек», никак не зависящий от тувинской элиты, по всей видимости, в свою очередь ничего не собирался делать для тувинской элиты.
Прошли годы, и давно настало время Нарусову переутверждать.
Тут-то тувинская элита и возмутилась, а процесс застопорился. Застопорившись же, приобрел статус индикатора. Оттого, утвердят ли или не утвердят ненужную Туве Нарусову, стало зависеть решение смежных вопросов: теряет ли «Who is mr. Putin» влияние настолько, что его людей начинают отодвигать на периферии? Считает ли «Who is mr. Putin», что он расплатился с Нарусовой настолько, что может пустить ее дальнейшую политическую судьбу на самотек?
Говорят, что в минувшую пятницу в Туев высадился десант «Единой России», чтобы все сомнения погасить и все-таки уломать тувинцев переутвердить Нарусову, но вот так, с задержкой, со скандалом, даже с утверждением Нарусовой, ситуация не принесет успокоение.
Скорее, породит новую загадку: зачем такой Совет федерации федерации, если федерацию уламывают содержать ненужных ей представителей, которые даже представителями-то и не являются.
Опять ненорма в действии, и куда она нас заведет?