Михаилу Ходорковскому шьют новое дело. Всерьез так шьют — накануне о некоторых подробностях поведал источник «Интерфакса»: по его словам, в рамках нового уголовного дела, выделенного из большого дела ЮКОСа, расследуются факты отмывания средств, похищенных руководителями НК ЮКОС. Речь идет о расследовании отмывания (легализации) за рубежом более10 миллиардов долларов, похищенных экс-главой НК ЮКОС Михаилом Ходорковским и другими лицами», - сказал собеседник агентства. «Процессуальный статус Ходорковского по этим делам пока не определен, и он не проходит по ним ни в качестве обвиняемого, ни в качестве подозреваемого, но все это вопрос времени», - уверен источник «Интерфакса».
А еще раньше замгенпрокурора Александр Звягинцев говорил тому же агентству, что «Действительно, в отношении него (Ходорковского) и ряда других лиц расследуются несколько уголовных дел, которые имеют хорошую судебную перспективу». В общем и третье дело против руководства ЮКОСа подоспело, не за горами может быть суд, а там, чем черт не шутит, и очередной срок. И будет Ходорковский сидеть уж сложно сказать сколько лет. Надо думать, что с условием уже отбытого (а он сидит уже 10 с небольшим лет) прибавят немного (все-таки это будет третий уже приговор по примерно однотипным правонарушениям - там путем частичного сложения и т. д.). К тому же теперь Ходорковскому подходят только особо тяжкие статьи УК — по всем остальным уже истекли сроки давности. Легализация. которую упомянул источник ИФ — статья максимум тяжкая (до семи лет) и по ней новая отсидка Ходорковскому грозить не должна.
Разве только вот источник «Интерфакса» обмолвился, что они «расследуют также факты возможного использования легализованных средств для изменения российского законодательства». Можно накреативить какие-то преступления против государственного строя. Скажем, 278-я статья, что устанавливает наказание за действия, направленные на насильственный захват власти, вполне бы подошла — но на доказательство чего-то подобного даже хватки российских следователей вряд ли хватит.
В целом история уже напоминает сериал, причем тот, сценаристы которого давно выдохлись и непонятно зачем вообще до сих пор это все снимается, но рейтинги или надежды на увеличение рейтингов все еще присутвуют. Вот только у кого?
Кому в сегодняшней России важен и нужен Михаил Борисович Ходорковский? Кроме небольшой группы фанатов и столь же незначительной группы искренних недоброжелателей, кажется, никому. Да, Ходорковский остается одним из самых громких сидельцев путинской России, но федеральная пресса теперь более обращает внимание «на болотных узников» и о Ходорковском как-то подзабыла. Да, некогда Кремль заботил вопрос того, что будет делать опальный бизнесмен, выпусти власть его из узилища без каких-либо дополнительных обязательств. Восторженная интеллигенция за Ходорковским некоторое время резервировала даже чуть ли не звание «русского Манделы», но потом место Манделы локально занял Алексей Навальный с его надуманными следователями уголовными делами.
Вообще яркие политические события последних двух сезонов как-то убрали Ходорковского из общественно -политической повестки. Не до него было: выборы, бунтующие площади, репрессивные законы, посадки, снова выборы. Так чему теперь заново городить огород, тем более без внятных судебных перспектив? Неужто в нынешнем Кремле кто-то опасается мести бывшего олигарха? Если и так, то они это тщательно скрывают. Уже пару лет в путинской риторике относительно Ходорковского не проскальзывает прежних «вор должен сидеть в тюрьме» и практически открытых обвинений МБХ в убийствах («Вы что думаете, что он действовал по собственному усмотрению, на свой страх и риск? У него не было конкретных интересов, он не главный акционер в компании. Ясно, что он действовал в интересах и по указанию своих хозяев, а как действовал? Да там только доказанных убийств пять», - говорил Путин в 2009 году). Теперь он как-то мягче. «Я уверен, что когда в соответствии с законом, все будет нормально, Михаил Борисович выйдет на свободу. Дай бог ему здоровья», - заявил Путин в ходе большой пресс-конференции в конце 2012 года.
И все-таки дело движется и, судя по заявлениям силовиков, скоро дойдет и до суда. И тут уже кажется, что Путин и впрямь не властен над своими собственными силовыми органами — они активничают там, где только нет его прямых запретов, исходя из своих представлений о прекрасном и в силу своего представления о важном и нужном для страны (и для себя лично). Потому и перспективы нового дела Ходорковского представляются вполне реальными. В конце концов, еще после ареста Ходорковского в 2003 году Путин говорил, что генпрокурор у нас «независимый».