будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ Алексей Кудрин
Июль 2, 2025
Страна
Карпюк Илья

Закон муниципалитетам

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина (КГИ) совместно с Европейским клубом экспертов местного самоуправления (ЕКЭМСУ) решил подготовить новую муниципальную реформу. Общественные организации хотят предложить принять «Основы законодательства о местном самоуправлении», новый рамочный закон, который будет устанавливать правила игры в этой сфере.

 
Эмиль Маркварт

Президент ЕКЭМСУ Эмиль Маркварт рассказал «Коммерсанту», что новый документ должен стать своего рода муниципальным кодексом. При этом, так как по логике основная часть регулирования деятельности муниципалитетов осуществляется посредством региональных законов, «Основы...» призваны стать лишь рамочным актом, в котором просто будут собраны все положения о местном самоуправлении, сегодня они разбросаны по десяткам отраслевым законам.

Эксперты КГИ и ЕКЭМСУ планирую включить в «Основы законодательства о местном самоуправлении» положения об об экономических, территориальных, организационных основах муниципалитетов, о компетенции местной власти и об участии граждан в местном самоуправлении.

Далеко не все уверены в хорошей перспективе разрабатываемого КГИ и ЕКЭМСУ законопроекта. Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов России (АСДГ) Роальд Бабун считает, что с подобной инициативой должны выступать не общественные организации, а правительство, иначе она не будет согласована всеми заинтересованными сторонами. Бабун вообще предложил не принимать новый закон, а актуализировать указ президента «Основы государственной политики в области местного самоуправления», который был подписан Борисом Ельциным еще в 1999 году.

В ответ члены ЕКЭСМУ предложили Ассоциации сибирских и дальневосточных городов России обратиться в Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО), чтобы уже тот попросил президента Владимира Путина подписать поручение разработать Основы госполитики в сфере МСУ.

Отсутствие внятной государственной политики и правда плохо сказывается на предсказуемости жизни муниципалитетов. Вернее, государственная политика в этой области, конечно, есть, но постоянно меняется.

Последняя полномасштабная реформа местного самоуправления прошла в 2003-2009 гг. В наследство от нее закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Входящие в муниципальные районы сельские и городские поселения, а также городские округа вместо городов регионального подчинения — это все термины, которые были разработаны специально для этого закона.

Но суть начавшего действовать в 2006 году закона, конечно, не только в закреплении структуры муниципального деления. Основная цель закона — устранение неопределенностей в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями. Именно для того, чтобы все это удалось хоть как-то формализовать, в законе и появились единые для всех регионов принципы нарезки муниципалитетов.

Проблема в том, что принятие закона не стало последней точкой в вопросе разграничения полномочий — так или иначе они пересматриваются чуть ли не ежегодно.

Губернаторы, которых как раз в середине 2000-х годов начала назначать Москва, стали активно лоббировать сокращение полномочий муниципалитетов. Окончательно встроить их в вертикаль власти не получается — местному самоуправлению посвящена целая глава в Конституции, которая закрепляет разделение государственной и муниципальной власти. Но лишить большинства независимых источников дохода со временем все-таки вышло.

Тенденция последнего времени — исчезновение муниципальной демократии. По данным Минюста только в четырех регионах страны сохранились всенародные выборы глав всех муниципальных образований. И только два региона, несмотря на предоставленные им в 2014 году полномочия устанавливать схему формирования органов местного самоуправления, сохранили за муниципалитетами право самостоятельно определять, нужны им выборы или нет.

В некоторых крупных городах даже отменяются выборы в горсовет — он начинает формироваться из депутатов районных советов. В Конституционный суд уже поступила жалоба на подобную реформу в Челябинске, но вряд ли эта инстанция будет против, формально аналогичные процедуры нормально существуют во многих районах, советы которых формируются из представителей муниципальных советов городских и сельских поселений.

В апреле правительство внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому решение об изменении статуса муниципалитета должно приниматься не на референдуме, а местными депутатами. Некоторые регионы уже отменили референдумы по многим другим местным вопросам.

В марте парламент Архангельской области внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который даст регионам право перераспределять полномочия между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями — сейчас закон о местном самоуправлении такой функции региональным властям не предоставляет. Несмотря на то что внесенные региональными парламентами законопроекты Госдума, как правило, отклоняет, тенденция, что называется, налицо.

На фоне всего этого принятие закона, который хотя бы на какое-то время оставит муниципалитеты в покое и даст им разбираться со своими проблемами, а их, конечно, немало, выглядит не такой уж и плохой идеей. Но для обеспечения стабильности закон должен стать компромиссом всех заинтересованных сил — а точка компромисса в современных условиях постоянно сдвигается в сторону сокращения самостоятельности местного самоуправления, у которого нет ни финансовых рычагов, ни заметных лоббистов.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).