Так, пострадавшие от политических репрессий, в отличие от реабилитированных, не имели права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, и на бесплатное получение автомобилей, исполняющих функции мотоколясок, а также на бесплатный проезд в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, на 50-процентную скидку на проезд водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.
Согласно принятому в 1994 году "Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", "расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, ... производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета".
Региональные организации общества "Мемориал" многие годы активно требовали признания за ближайшими родственниками репрессированных права на реабилитацию и соответствующий статус. В большинстве случаев такие требования исходили от детей репрессированных. Бороться им приходилось с органами прокуратуры, которые, опираясь на особенности действующего законодательства, уверенно отказывали бывшим малолетним жертвам политических репрессий. Международное общество "Мемориал" оказало юридическую поддержку З.В.Алешниковой, которая в свое время вместе с родителями была насильственно выслана из родных мест, а теперь оспаривала в Конституционном суде ряд положений Закона о реабилитации, которые дискриминировали малолетних жертв политических репрессий, а также действия прокуратуры. Иск был выигран. 23 мая 1995 года Конституционный суд признал право детей репрессированных на тот же статус, которым пользуются по закону их родители.
Далее в этом документе говорилось: "Настоящее Постановление является основанием отмены в установленном порядке положений нормативных актов, основанных на признанном неконституционным положении абзаца 1 части первой статьи 2 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, а также другими органами и должностными лицами. Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит внести изменения в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" с целью наиболее полного восстановления прав детей, о которых идет речь в части первой статьи 2 названного Закона, устранив противоречия и дискриминационные положения, не являющиеся предметом рассмотрения по данному делу".
Однако это ничуть не смутило ни законодателей, ни прокуратуру. Поправки в закон не вносились, а местные органы прокуратуры по-прежнему отказывали в выдаче справок о реабилитации, ссылаясь на основание отсутствия федерального закона. Пять лет спустя Конституционный суд вынужден был снова вернуться к той же теме. 18 апреля 2000 года он вынес опредление по иску М.Л.Пинхасика, подтвердив постановление 1995 года.
Но Генеральная прокуратура не сдавалась, продолжая демонстрировать пренебрежение к Основному закону и к Конституционному суду - единственному органу, наделенному правом его трактовки. 22 сентября 2000 г. заместитель Генерального прокурора России Сабир Кехлеров направил прокурорам субъектов Российской Федерации письмо, которым обязал их приостановить рассмотрение не только заявлений о реабилитации, но даже и о признании права на статус пострадавших от политических репрессий. Дети репрессированных начали получать описки, в которых говорилось, что рассмотрение их заявлений отложено вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство.
В тоже самое время были сделаны попытки внести изменения в Закон "О репрессированных", однако Дума противилась этому по просьбе правительства, опасавшегося чрезмерной нагрузки на бюджет. В самом деле, признание за ближайшими родственниками репрессированных права на реабилитацию добавляет к миллионной армии жертв политических репрессий еще сотни тысяч (и это только ныне живущих!). В очередной раз политические репрессии XX века предстают в своем подзабытом сейчас облике национальной катастрофы. Впрочем, катастрофических экономических последствий от расширения армии льготников ждать не приходилось - известно, что в действительности реализуются не все льготы и компенсации, положенные реабилитированным.
Между тем граждане, отстаивая свои права, начали при подержке правозащитных организаций в массовом порядке обращаться в суды и раз за разом выигрывали, либо судебным порядком доказывая факт того, что их семьи подверглись политическим репрессиям, либо прямо ссылаясь на постановление Конституционного суда. Наконец прокуратура сломалась. Незаконное указание С.Кехлерова было фактически дезавуировано, и Генеральная прокуратура предписала региональным органам выполнять требования Закона РФ и Конституционного Суда(!).
Таким образом, на данный момент дети репрессированных фактически имеют возможность получать справку о реабилитации и соответствующий статус на основании решений Конституционного суда. Тормозить процесс восстановления их прав и прав других ближайших родственников на уровне Госдумы стало просто бессмысленно, и вот процесс пошел - вносится долгожданная поправка в федеральный закон. За ее принятие во втором чтении проголосовали 297 депутатов, против высказался один, воздержавшихся не было. Можно с уверенностью говорить, что и третье чтение пройдет без сучка, без задоринки, тем более, что и профицитный бюджет позволяет государству сделать наконец этот красивый гуманистический жест.