Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, ужесточающий контроль государства над общественными некоммерческими организациями. Как сообщил корреспондент «Полит.ру», документ поддержали 357 депутатов, 20 были против и 7 воздержались. До конца года закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент.
В первом чтении законопроект «Об общественных организациях» был принят 23 ноября. Он предполагал запрет на учреждение НКО и членство в них не проживающим постоянно в РФ иностранцам и лицам без гражданства, расширение оснований для отказа в регистрации НКО, наделение регистрирующих органов правом запрашивать у НКО их финансово-хозяйственные документы и проверять соответствие их расходов уставным целям. Кроме того, филиалы зарубежных НКО должны регистрироваться в России по правилам, предусмотренным для российских общественных организаций.
В таком виде документ не понравился правозащитникам, представителям самих некоммерческих организаций и уже избранным членам Общественной палаты. Они заявили, что законопроект нарушает Конституцию России и нормы международного права. Недовольство выразил и конгресс США, который потребовал видоизменить законопроект. В результате ко второму чтению президент Владимир Путин распорядился убрать наиболее одиозные поправки. В их числе оказались: обязательная перерегистрация международных и иностранных НКО в качестве общественных, уведомление госорганов о создании и начале деятельности любых НКО, а также и право органов госрегистрации в любой момент запрашивать у НКО финансово-хозяйственные документы.
И хотя после поправок второго чтения депутаты заявили, что теперь закон соответствует всем международным стандартам, правозащитники остались недовольны. В законопроекте появились новые пункты: иностранным НКО будет отказано в регистрации, если филиал «создает угрозу суверенитету и политической независимости России»; кроме того, проверять финансовую деятельность НКО смогут только налоговые и правоохранительные органы, но теперь сами общественники должны информировать власти об объемах получаемых финансовых средств и о цели их использования.
В соответствии с законопроектом для иностранных представительств и филиалов некоммерческих организаций устанавливается уведомительный порядок регистрации. Деятельность таких представительств и филиалов ограничивается на территории закрытых административно-территориальных образований.
При сегодняшнем обсуждении закона в третьем чтении Олег Смолин (КПРФ) просил сообщить, существуют ли общественные организации, которые поддержали закон. Ответ председателя профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, который сказал о поддержке закона Мосгордумой, коммуниста не удовлетворил. Взяв слово «по мотивам голосования», депутат от КПРФ сказал, что «мы будем творить зло с помощью закона». Смолин предлагал не голосовать за закон и дождаться, пока он будет обсужден в Общественной палате, формирование которой заканчивается сегодня.
Отметим, что на днях члены Общественной палаты просили депутатов отложить рассмотрение законопроекта на январь, однако просьба была отвергнута.
Идея закона об НКО возникла весной этого года как реакция на серию «цветных» революций в Грузии, на Украине и в Киргизии.
Закон об НКО как средство предотвращения «оранжевой» революции в России представляет собой сильное политическое заблуждение. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом «Полит.ру» Александр Аузан - член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он считает, что представление о том, будто революции делаются западными деньгами через некоммерческие организации, - примитивно, оно свойственно людям, которые плохо знают историю и плохо понимают политический процесс.
В этой связи Александр Аузан привел слова Владимира Путина, сказанные летом 2005 года: «Я не знаю, какая была главная движущая сила "оранжевой революции" на Украине, не знаю, были ли там западные деньги, но давайте скажем честно: главной причиной революции было то, что режим прогнил и цеплялся за власть. А там, где власть стоит твердо и пользуется доверием населения, аналогичные способы неэффективны».
Кроме того, отметил Аузан, 95% того, что содержится в законе об НКО, уже есть в действующем законодательстве, согласно которому политическую деятельность нельзя финансировать из-за рубежа. Поэтому он делает вывод, что чиновники не умеют пользоваться действующим законодательством и не смогут пользоваться новым.