Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил «закона о законах», документ, регламентирующий внедрение новых правовых норм. Идея принятия подобного документа возникла уже давно, но до сих пор Дума как-то обходилась без него, что часто становилось поводом для раздражения буквально всех — от правительства до предпринимательского сообщества.
Впервые «закон о законах» был принят в первом чтении еще в 1996 году, вскоре после вторых президентских выборов Бориса Ельцина. Однако дальше дело не продвинулось и в 2004 году документ все-таки отклонили, тогда в стране уже действовали многие конституционные законы и кодексы, что, фактически, изменило правовую систему. Дискуссии о «законе о законах» постоянно велись в различных экспертных институтах, а в 2014 году Минюст вынес на обсуждение свой проект, но на рассмотрение парламента он так и не был внесен.
РСПП в своем письме, которое предполагается отправить на имя президента, (оно оказалось в распоряжении РБК) указывает, что законы о нормативно-правовых актах действуют в Болгарии, Японии, Китае, Армении, Белоруссии и Казахстане. Российский «закон о законах», чтобы обеспечить согласованность правовой системы, по мнению экспертов, должен упорядочить формы издаваемых нормативно-правовых актов; установить их иерархию; регламентировать цикл нормотворчества; установить положения об экспертной оценке; урегулировать вопросы вступления в силу, толкования и разрешения юридических коллизий; предусмотреть участие бизнес-объединений в подготовке законопроектов.
«Разрешение коллизий в нормативных актах нигде формально не урегулировано. У бизнеса есть серьезные вопросы к пояснительным запискам, сопроводительным документам. Процедуры общественного обсуждения сегодня либо прописаны недостаточно четко, либо регулируются на уровне актов правительства. На наш взгляд, необходимо закрепить их на уровне федерального закона, чтобы избежать их частого и не всегда обоснованного изменения», — сказал РБК вице-президент РСПП Александр Варварин. В корректировке нуждаются, в частности, процедура оценки регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза, отметил он. Часть инициатив, например «one in — two out» (отмена двух действующих нормативных требований в случае введения одного нового), сложно принять, не прописав их в законе, добавил он.
Комитет РСПП предложит ввести «пакетный» принцип принятия нормативно-правовых актов. Сейчас зачастую «принятые и вступающие в силу законы неисполнимы в силу отсутствия соответствующего подзаконного нормативного акта», и это дискредитирует законодателей, говорится в материалах комитета. Чтобы этого избежать, нужно закрепить принцип совместной подготовки законопроекта и сопровождающих его актов, говорится в материалах союза. Заседание комитета РСПП, на котором обсудят «закон о законах», намечено на 21 декабря.
Еще одна предлагаемая мера — обязательные заключения бизнес-сообщества на проекты, которые меняют условия работы предпринимателей. Кроме того, в РСПП предлагают заблаговременно публиковать на сайте Госдумы поправки ко второму чтению законопроектов — сейчас они могут либо публиковаться непосредственно перед принятием документа, либо вообще не публиковаться. Более раннее раскрытие должно дать возможность своевременно направлять замечания к проектам.
Но главная проблема «закона о законах» в том, что непонятен будет его статус. Сейчас, главным законом в стране является Конституция, за ней идут органические акты, называемые Федеральными конституционными законами, а только за ними — «обычные» федеральные законы. Причем кодексы, которые по традиции ставятся в иерархии «выше» федеральных законов, принимаются как обычные законы. А процедура принятия законов прописана вообще в регламенте Госдумы, то есть в подзаконном акте. Какое место в это иерархии займет «закон о законах» — пока непонятно.